Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Итальянская автомобильная компания Fiat намерена кардинально изменить карту мирового автопрома за счет скупки активов американских конкурентов. На прошлой неделе руководство Fiat договорилось о покупке части обанкротившегося американского автопроизводителя Chrysler, а 4 мая гендиректор Fiat Серджио Маркионне объявил о планах создать глобальную автокомпанию в результате покупки европейского подразделения другой американской автокомпании, General Motors. Если эти планы сбудутся, то Fiat станет вторым автопроизводителем в мире, уступая только японской Toyota.
Сначала Chrysler, затем GM Europe
Американский Chrysler, входивший в разваливающуюся на части «большую тройку» американских автопроизводителей (вместе с GM и Ford), 30 апреля объявил о добровольном банкротстве, предусматривающем судебную защиту от кредиторов.
Но перед самым банкротством Chrysler итальянская Fiat, одна из немногих автокомпаний, уверенно чувствующих себя во время глобального кризиса, договорилась с американским автопроизводителем о получении в нем 20-процентной доли в обмен на технологии и обещание развивать бизнес в США. Со временем доля Fiat в Chrysler может вырасти до 35%, а затем – до 51%. Уже в начале июня гендиректор Fiat Маркионне намерен отправиться в инспекционную поездку по заводам и дилерским центрам Chrysler.
Однако одной этой покупки итальянцам оказалось мало. 4 мая Маркионне объявил о планах создания мировой автокомпании и провел в связи с этим переговоры с членами правительства Германии и немецкими профсоюзами. Дело в том, что еще одна американская автокомпания, General Motors, из-за кризиса продает свое европейское подразделение – GM Europe. Основной европейский актив GM – немецкий Opel (вместе с его британской дочкой Vauxhall). На его спасение правительство Германии обещает дать 3,3 млрд евро, поэтому любому потенциальному покупателю Opel необходимо вести переговоры с немецкими властями.
Впрочем, Маркионне не собирается останавливаться на покупке Opel. Он уже заявил, что собирается купить и шведский Saab, другой европейский актив GM, продающийся отдельным лотом.
Более того, руководитель Fiat заявил, что в перспективе в новую глобальную автокомпанию могут войти заводы GM в Латинской Америке. Эксперты не исключают, что впоследствии Fiat замахнется на активы GM и на других развивающихся рынках, в том числе на крупнейшем из них – китайском.
Если агрессивная политика Fiat во время кризиса окажется успешной, то эта компания, действовавшая раньше преимущественно в Европе, превратится в одного из крупнейших игроков на мировом авторынке. По предварительной оценке, только в результате покупки Chrysler и Opel стоимость объединенной компании составит около 80 млрд евро, и она будет производить 6-7 млн автомобилей в год. Крупнее нее будет только японская Toyota, выпустившая в 2008 году почти 9 млн автомобилей.
Американская же GM, несколько десятилетий подряд занимавшая первое место в мире, а в последние годы боровшаяся за него с Toyota, в результате распродажи зарубежных активов займет гораздо более скромную позицию.
Конкуренты из России и прочие трудности
Впрочем, для достижения своих амбициозных целей руководству Fiat надо будет преодолеть серьезные препятствия.
Сделка с американским Chrysler остается под вопросом. Президент США Барак Обама уже заявил, что прежде чем Fiat получит контроль над Chrysler, последний должен будет вернуть многомиллиардные правительственные антикризисные кредиты. Со своей стороны, группа крупных американских кредиторов Chrysler заявила, что их права попраны, и требует от суда остановить реструктуризацию Chrysler и заблокировать сделку с Fiat.
Немецкое правительство на переговорах с Маркионне 4 мая выдвинуло список из 14 пунктов, по которым будут оцениваться все покупатели Opel. В частности, предпочтительнее будет, чтобы штаб-квартира объединенной компании находилась в Германии и большая часть налогов уплачивалась там. Немецкие профсоюзы и политики, к тому же, могут испугаться массовых сокращений персонала на заводах Opel, потому что Fiat и Opel производят модели одного класса, которые конкурируют друг с другом.
Кроме того, на Opel, помимо Fiat, претендует еще до шести других покупателей. На этой неделе дальнейшее подтверждение нашли предположения, что на Opel в альянсе с канадским производителем автомобильных комплектующих Magna, которая на прошлой неделе представила немецким властям свою схему сделки, претендуют российские группа ГАЗ и Сбербанк.
В этом партнерстве нет ничего удивительного. Группа ГАЗ давно сотрудничает с Magna, а Сбербанк является одним из крупнейших кредиторов группы ГАЗ. Magna, основной бизнес которой находится сейчас в Северной Америке, хочет проникнуть в Европу; группе ГАЗ нужны современные западные технологии.
Однако этот альянс имеет мало шансов в борьбе за Opel. Финансовое положение Fiat несравнимо лучше, чем состояние дел у ГАЗа. Его долги превышают 40 млрд рублей (более $1,2 млрд), и сделка с Opel вызовет много вопросов у российских властей, которые сейчас думают, как спасти сам ГАЗ.
Более вероятна ситуация, когда Fiat проникнет в российский автопром. Итальянская компания собирается скупать зарубежные активы GM, которая имеет СП с «АвтоВАЗом» и завод в Санкт-Петербурге. Хотя в Fiat пока ничего не говорят о планах в отношении России, учитывая желание итальянцев проникнуть на развивающиеся рынки, покупку ими российских автомобильных активов нельзя исключать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции