«Все американцы тупые», - таково распространенное суждение среди российских граждан. Интересно, что именно к американцам применяется слово «тупые». Почему тупые, - загадка. Ну, точно, не тупее любой другой нации, а то и поумнее кое в чем. С сушеными мозгами 26% мирового ВВП не построить...
Понятно, что в основном эпитет повторяют те, кто и американца-то живого ни разу не видел, не говоря о том, чтобы самому побывать в США. Но ведь повторяют тоже с чьих-то слов. И подчас даже те, у кого в голове размещается точно больше одной извилины, начинают впадать в пренебрежение: «А, ну они ж тупые».
Накануне целой серии разнообразных контактов между российскими и американскими гражданами в преддверие саммита в июле, надо разобраться в терминах. Во избежание дальнейшего непонимания друг друга.
Кажется, можно дать объяснение, почему используется это слово. Не «другие», не «странные», не «идиоты» даже, а именно «тупые».
Американцам подчас совершенно непонятны некоторые российские реалии. И, слыша о них или сталкиваясь с ними, они совершенно не знают, как на это реагировать, потому что за гранью их понимания находятся две вещи. Первая – как это может быть? Вторая – как русские могут спокойно об этом говорить и с этим существовать?
Причем это касается уровней от бытового до политического.
Например, американцам трудно понять, как русский может так стремительно меняться. «Я так и не понял, как это может быть: за столом, с гостями, на кухне люди такие добрые, такие душевные, а когда приходишь в какое-то учреждение, - вроде те же люди, но такие злые...», - сказал недавно один американский дипломат, работавший в России. И выразил отчасти общее непонимание, почему нельзя сделать российские учреждения более эффективными и ориентированными на людей.
Ведь в них работают те же люди, они тоже бывают просителями, и их постигает беда, с которой приходится обращаться к другим. А глянешь – звери... Ни внимания, ни сочувствия. Каждый посетитель – враг.
...Из резолюций штата Висконсин, 1845 год: «Мы считаем законы неизбежно несовершенными, как и любой другой учреждаемый людьми институт, но несовершенство законов отнюдь не извиняет того, кто решил воспользоваться им для унижения и угнетения своих собратьев». Вот американец и думает: как же один гражданин для другого, такого же, может быть врагом? И не понимает. Не-по-ни-мает. Тупой!
Еще американцы часто не понимают, зачем придавать такое значение одежде. Конечно, отвечают русские, «они ходят в своих шортах и майках круглый год, жуют свои гамбургеры, и не умеют ни красиво кушать, ни красиво одеваться». Действительно, понятие элегантности у большинства американцев отсутствует, замещаясь понятием комфортности. А в шортах и кроссовках удобнее, чем на 10-сантиметровых шпильках по трещинам в асфальте. Они не понимают, что одежда красит человека, сообщает о нем сразу множество подробностей, таких как доход, образованность, иногда место рождения. А американцы не понимают, зачем тратить время на наносное. Тупые!
Или другой случай, его тупые американцы точно никогда не поймут. Как, к примеру, можно было почти без обсуждения, дискуссий и яростных споров, взять и исправить Конституцию, удлинив на треть срок президентских полномочий?
В России иногда на это говорят: ну, так американцы же тоже начали с изменений Конституции. Едва приняли – и ну переписывать. Ага, только в России забывают, что в Конституцию начали не срок президента добавлять, а Билль о правах. И что включение раздела о правах и свободах американцев было для нескольких штатов условием вступления в конфедерацию. Что об опасностях «выборного деспотизма» помнили еще отцы-основатели и пытались делать все, чтобы его избежать. И что президенты у них сами по себе после 8 лет (двух сроков) уходили. Таково было неписаное правило, которое действовало 150 лет. Законодательно его закрепили только полвека назад... И вот теперь американцы не понимают, как это русские так быстро могли взять и позволить внести изменение, которое существеннейшим образом меняет политическую систему страны. Не-по-ни-мают. Тупые!
А они почему не понимают? Потому что часто исходят из своих представлений: «Трудное сделаем сейчас, невозможное – чуть погодя». Они же не понимают, что такое «не получается». Не получается сегодня – получится завтра. Ведь если что-то не устраивает в окружающей жизни, на то силы и даны, чтобы эту жизнь менять и улучшать. На то и законы пишутся, дискуссии проводятся. И совершенно не понимают, что России ближе, скорее, «тактика ускользания», как ее называют социологи. Это если не веришь, что можно что-то изменить, да еще наилучшим образом, лучше не трогать вовсе. А когда не можешь или не хочешь противиться изменениям, отойди в сторону, позволь им течь мимо. Сделай вид, что ты согласен, когда на самом деле тебе все равно или когда ничего не сделать. Вот этого «не можешь» и «не хочешь» американцы не-по-ни-мают. Тупые!
«Американцы гораздо более, нежели канадцы, европейцы или японцы, склонны верить тому, что «существуют четкие разграничительные линии между добром и злом», - писали американские исследователи.
В этом кроется и одна из причин, почему эти деятельные товарищи всюду суют свой нос, норовя сделать повсюду лучше и по-своему. Потому что не могут понять, как другие живут ТАК. Не-по-ни-мают. Тупые...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции