АШХАБАД, 4 мая - РИА Новости, Евгений Пахомов. Туркмения гордится своими ахалтекинскими скакунами.
"Часто говорят, что таких коней больше не знает история. На самом деле ахалтекинцы и есть история!" - тренер Бяшим удерживает на веревке огромного вороного красавца.
Он то пускает коня по кругу, то движением руки заставляет подниматься на дыбы. "Я специально вывел показать его, ведь это наша гордость скакун Кермек. Ему уже 22 года, он больше не соревнуется, работает только как производитель. Но посмотри, как держится!" - говорит тренер.
В конюшнях ашхабадского ипподрома живут и тренируются кони для конкура, скачек, выездки. Здесь есть вороные, гнедые, серые, а также скакуны редких расцветок, например, золотистого. Но их всех объединяет одно: это ахалтекинские кони. Ведь Туркмения - родина этих скакунов.
Слово ахалтекинец можно перевести как конь туркменского племени теке из оазиса Ахал. Именно в этих местах, где теперь расположен Ашхабад с прилегающими территориями, удалось сохранить таких коней, но их история началась куда раньше, чем в эти степи пришло племя теке. Специалисты полагают, что это самая древняя из дошедших до нас культурных чистокровных пород лошадей, выведенная на территории Средней Азии более трех тысяч лет назад благодаря долгой и тщательной "народной селекции".
Страсть к лошадям у туркменов, похоже, в крови. Здесь все разбираются в конях, даже совсем молодые ребята с ипподрома, которые работают конюхами, подробно расскажут вам про знаменитых лошадей. Ребята организовали для меня своеобразную экскурсию по конюшне, со знанием дела рассуждая об экстерьере того или иного скакуна. Скакуны, среди которых немало чемпионов, с настороженностью смотрели на чужака, недовольно фыркали от фотовспышки.
На поле перед конюшней тем временем вывели новых лошадей. Все гибкие, с длинными шеями на стройных ногах. Здесь понимаешь, почему их еще в древности назвали "крылатыми конями". Порода, выведенная в условиях суровых степей и пустынь, получила известность еще с древности - ее называли и бактрийской, и парфянской. Эти кони могли нести всадника с огромной скоростью, унося от погони, и выдерживать долгие тяжелые походы, длительное время обходиться без еды. Для жителей Каракум и прилегающих степей такой конь был членом семьи, а не просто средством передвижения. И это понятно - от коня часто зависела жизнь кочевника и его семьи.
"В старину, говорят, приезжали со всего Востока к туркменам покупать лошадей. И покупателям говорили, мол, коня покупай любого, а вот тренера увести не дадим", - Бяшим, который готовит скакунов для конкурса, гордится своей профессией.
Действительно, уникальность ахалтекинцев во многом объясняется особым традиционным тренингом. Много зависит и от рациона питания коня и от того, как его готовят, как с ним обращаются. Наставник лошади должен быть не только тренером, но и психологом.
"Вот говорят, ахалтекинцы капризные. Не верьте, просто конь должен почувствовать, что на нем сидит настоящий всадник. Понимаете? И обижать наших коней нельзя!", - объясняет он.
Бяшим и его товарищи уверены, что большинство знаменитых коней древности были ахалтекинцами. Например, Буцефал Александра Македонского. Так это или нет, сказать сегодня уже трудно. Но, как полагают некоторые исследователи, такое действительно возможно. В России эти кони, известные как аргамаки, получили популярность еще в старину. "Аргамак мой степной ходит весело/Как стекло горит сабля вострая", - писал Лермонтов.
Популярность ахалтекинских коней подчас оборачивалась для этих скакунов проблемами. Говорят, в гражданскую войну конники Буденного, проводившие, говоря современным языком, "зачистку" Советского Туркестана от басмачей, угоняли понравившихся им коней из табунов состоятельных людей и не только.
Сегодня вывоз таких скакунов за пределы страны возможен лишь по специальному разрешению. В Туркмении действует специальная программа развития национального коневодства. Недавно было объявлено о начале строительства и реконструкции нескольких ипподромов в разных частях страны.
"Чтобы стать тренером, нужно начинать еще мальчишкой на конюшне, - говорит конный тренер. - Чистить лошадей, убирать. Потом постепенно начинаешь понимать, что же такое лошадь, как она чувствует, как с ней обращаться. Просто научить этому на курсах каких-нибудь нельзя. Этому учатся с детства".
Тем временем кони на площадке, перед конюшнями ахалтекинцы различных расцветок проходят тренинг. Всадники по очереди пускают лошадей вскачь, поднимают их на дыбы, заставляют идти, меняя направление. "Только здесь, в Туркмении, вы можете увидеть настоящих ахал-теке. Только здесь!", - гордо сообщает Бяшим.