В советские времена высокий уровень российского цирка признавали во всем мире. Сегодня цирковое искусство в России находится в упадке. В чем причина? Экономические и социальные реалии давно изменились, а система госуправления цирком осталась прежней. О необходимости ее серьезного реформирования уже неоднократно говорилось, в частности, на прошедшем в марте круглом столе в Госдуме об этом в интервью РИА Новости размышлял Дмитрий Иванов, министр культуры, печати и информации Удмуртии, директор одного из лучших в мире цирков - Ижевского беседовала Светлана Вовк.
- Дмитрий, руководство компании Росгосцирк неустанно повторяет, что российское цирковое искусство находится в кризисной ситуации, потому что на развитие и поддержку цирков государство выделяет слишком мало средств. Вы согласны с этим?
- Причина упадка циркового искусства в России не в маленьком госфинансировании – ежегодно Росгосцирк получает из федерального бюджета около полумиллиарда рублей. Вся беда в неэффективном управлении творческой, прокатной и хозяйственной деятельностью. Именно неграмотное, я бы даже сказал преступное управление привело к творческому застою цирков, упадку материально-технической базы, несправедливо низкому уровню оплаты труда артистов, их социальной незащищенности, падению авторитета российского цирка в стране и за рубежом.
- На фоне этого упадка Ижевский цирк стал одним из приятных исключений – он один из лучших в мире по техническому и материальному оснащению. Как Вам удалось организовать дело?
- Я сразу скажу, что от компании Росгосцирк Ижевский цирк никогда не получал ни копейки бюджетных средств. Мы находимся полностью на самоокупаемости и даже в этой ситуации являемся прибыльными. Во-первых, у нас работает очень профессиональная команда - от билетеров до топ-менеджеров. Во-вторых, мы ежегодно привлекаем порядка 300 тысяч долларов внебюджетных средств. Я считаю, что циркам очень важно стать инвестиционно привлекательными.
- Ижевский цирк не подчиняется Росгосцирку?
- Никакого отношения к Росгосцирку мы не имеем. Президент Удмуртии Волков принял решение о выходе Ижевского цирка из состава компании и его оформлении в собственность республики.
- Что это дало?
- Очень многое - возможность свободно распоряжаться финансами и заключать договоры с творческими и хозяйственными партнерами без посредников; свободу выбора действительно лучших программ для проката, а не по плану гастрольного конвейера, спущенному сверху.
- А в составе компании вы были бы связаны по рукам и ногам?
– Да, как и все филиалы Росгосцирка. Многие из них из-за неумелого экономического и стратегического управления компании находятся на грани банкротства. Есть такие, у которых от 10 и выше миллионов рублей задолженности - по заработной плате, по пенсионным отчислениям, по кредитам и так далее. Например, Пермский, Самарский цирки...
- Вы вообще против центрального, федерального управления цирками? Считаете, что единая госкомпания не нужна?
- Напротив, я за госконтроль. Но Росгосцирк необходимо реформировать. Нужно разработать концепцию развития системы российского цирка до 2020 года, причем привлечь к этому общественных, политических деятелей, представителей культуры и искусства, членов Общественной палаты.
Я считаю, что имущественный комплекс зданий цирков нужно постепенно переводить на уровень региона – республик, областей, муниципальной собственности, чтобы у органов местного самоуправления появилось законное право финансирования цирков, возникла ситуация свободного рынка. А Росгосцирк в перспективе должен стать артистическим агентством с правами свободного заключения трудовых договоров с отдельными артистами, номерами, аттракционами и программами.
- То есть Вы считаете, что компания должна заниматься не распределением финансов, а творчеством?
- Основной задачей компании должно быть создание новых современных творческих продуктов. Сегодня же в Росгосцирке не создается никаких больших программ, не усовершенствуются существующие номера и аттракционы – это стратегия компании при наличии бюджетных денег.
Очень показательный момент - то, что в этом году впервые на фестивале в Монте-Карло Росгосцирк не представил ни одного номера. Многие импресарио, которые раньше работали с Росгосцирком, отвернулись от компании, потому что поняли – с нее нечего взять. Сейчас нужно разработать систему мер для повышения международного статуса российского цирка, наметить программу участия в международных фестивалях.
- Что конкретно нужно сделать, чтобы вернуть российскому цирку былую славу, чтобы он был не только не убыточным, но и приносил прибыль российской казне, как это было раньше?
- Я бы предложил новую стратегию развития Росгосцирка, заключающуюся в переводе цирка в систему рыночных отношений, изменении структуры и качества управления компанией. Необходимо в первую очередь дать цирковым артистам возможность достойно зарабатывать и обеспечить их социальную защищенность. Иначе таланты так и будут утекать за рубеж.
Выделяемые бюджетные финансовые средства для создания новых программ нужно распределять на конкурсной основе. Причем так, чтобы в этих конкурсах смогли бы принимать участие и организации, не входящие в госкомпанию. В советские времена существовал Художественный совет, который отсматривал программы и аттракционы, давал артистам путевку в жизнь, какие-то рекомендации. Было бы неплохо возродить эту традицию.
Нужно создать международную цирковую ассоциацию цирков России и стран СНГ. Просто необходима модернизация циркового оборудования: использование в программах современной звуковой и светотехники, машинерии и реквизита - все это находится в плачевнейшем состоянии.
- Артисты и директора цирков обвиняют Росгосцирк в авторитарности. А какой вы видите структуру компании?
- Эти обвинения вполне обоснованы. Чтобы не допускать такого вредоносного единовластия, со всеми вытекающими из него последствиями – необъективности, несправедливости и так далее, необходимо создать консультативный совет управления с участием директоров цирков, руководителей цирковых программ и аттракционов, представителей органов государственной власти, деятелей культуры и искусства.
Нужно также создать в рамках Росгосцирка продюсерский центр инновационных цирковых технологий и взять на работу менеджеров, способных профессионально заниматься рекламой новых программ, их продвижением на рынок, поиском инвесторов.
- Если предпринять все эти меры, как быстро можно улучшить ситуацию в российском цирковом искусстве?
- Думаю, если реализовать все эти мероприятия, то уже в течение года сложившая негативная тенденция развития цирка изменится.
- Как обстоят дела в цирковом училище, молодежь туда идет?
- Недобора в цирковом училище нет. Но опять же из-за отсутствия связи с Росгосцирком существует перебор с выпускниками одной специальности, на данный момент - жонглеров, а вот отделение клоунады, например, практически не работает. Талантливых ребят много, но большинство из них нацелено на заграницу, где достойнее оплата труда, и существуют гарантии социальной защищенности.
К примеру, в знаменитом на весь мир канадском цирке Дю Солей - процентов 70-80 российских артистов. Осенью Дю Солей приедет в Москву на гастроли, а в дальнейшем планирует освоить российский рынок уже капитально. Конечно, если ситуация в Российском цирке не измениться, произойдет очередная утечка талантов, а это уже момент экономической политики и безопасности России. Это абсолютно неправильно, когда талантливые ребята учатся в нашем государственном училище, а затем работают на западные компании.