В начале апреля в Ненецком автономном округе были приняты поправки в региональный бюджет, в результате чего размер его дефицита сократился на 731 миллион рублей. О причинах сокращения бюджета, а также о перспективах развития округа в условиях мирового финансового кризиса рассказал в интервью РИА Новости глава администрации НАО Игорь Федоров.
- В начале апреля власти Ненецкого округа приняли поправки в окружной бюджет. На какие статьи бюджета расходы увеличены, а на какие уменьшены?
- Поправки в бюджет Ненецкого автономного округа, по сути, являются оптимизацией наших расходов. С учетом того, что в стране присутствуют кризисные явления, мы постарались максимально уменьшить риски и сократить дефицит бюджета. Внесенные поправки предусматривают уменьшение его размера на 731 миллион рублей.
Сократить дефицит удалось, во-первых, за счет получения дополнительной прибыли в сумме 196 миллионов рублей. Часть из них - это федеральные средства, а 180 миллионов - поступления по налогу на имущество, которые появились в связи с тем, что Варандейский морской терминал был зарегистрирован на территории НАО.
Во-вторых, мы сократили запланированные ранее расходы на 535 миллионов рублей, прежде всего за счет некоторых объектов строительства по долгосрочным целевым программам. Однако рассматривались только те объекты, по которым еще не начаты даже подготовительные работы, не объявлены конкурсы. В то же время ни по одному объекту, где были заключены государственные контракты, расходы не сокращались.
По остальным статьям бюджета уменьшения расходов не производилось. Заработная плата бюджетников с 1 января 2009 года была повышена на 10%, и это сохранено в новой редакции бюджета. Внесены изменения в статьи, касающиеся социальных льгот, которые связаны с принятием "Закона об оленеводстве". Согласно ему вместо пяти льготных выплат сейчас предусматривается одна, размер которой больше, чем общий размер пяти предыдущих. Это сделано для того, чтобы человек не собирал пять комплектов документов для получения льгот.
Кроме того, предусмотрено и увеличение некоторых расходных статей бюджета. Например, вырастут расходы на коммунальные выплаты за наем жилья в сельской местности работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, ветеринарии и социальным работникам. Округ взял на себя эту дополнительную меру социальной поддержки, предусмотрев эти выплаты в первой редакции бюджета на 2009 год, а сейчас внесли поправки и включили в бюджет дополнительную сумму, чтобы произвести выплаты и за 2008 год.
Предусмотрены также дополнительные расходы по федеральным платежам, которые поступают к нам через бюджет Архангельской области: это выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и станций скорой помощи, участковым врачам, на пополнение фондов библиотек. Будет обеспечено средствами переселение жителей из деревни Нарыга, которая была признана закрывающимся населенным пунктом. Муниципальному образованию "Город Нарьян-Мар" выделены дополнительные средства для реализации "Закона по опеке и попечительству".
- Как в округе намерены бороться с кризисными явлениями?
- У нас создана антикризисная комиссия, в которую включены специалисты соответствующих подразделений и органов власти. Утвержден план по борьбе с кризисными явлениями. Надо сказать, что кризис в округе ощущается в основном в части сокращения поступлений от подоходного налога, налога на прибыль предприятий и НДПИ, которые аккумулируются в бюджете Архангельской области. Напомню, что округ территориально входит в состав Архангельской области, являясь при этом отдельным субъектом РФ. Согласно Конституции, отношения автономных округов, входящих в состав области, регулируются федеральным законом и договором между органами власти автономного округа и области. С начала 2008 года Архангельская область начала исполнять 28 властных полномочий на территории НАО, поскольку наши регионы не заключили договор, регулирующий взаимоотношения. Но сегодня финансовое обеспечение исполнения полномочий оказалось в достаточно затруднительном положении, поскольку в сложной ситуации оказалась сама Архангельская область.
Численность работающих на нашей территории значительно сократилась - более чем на две тысячи человек, в первую очередь за счет трудовых мигрантов и вахтовиков. А это привело к уменьшению объема подоходного налога. Замечу, что уменьшение числа работников объясняется, в первую очередь, не кризисными явлениями, а завершением строительства двух крупных объектов - Варандейского терминала и месторождения Южное Хыльчую. Что касается уменьшения сумм от налога на прибыль, оно в полной мере является следствием мирового экономического кризиса и связано с падением стоимости нефти и котировок акций нефтяных компаний.
Муниципальные образования также потеряли часть налога на доходы физических лиц. Нужно отметить, что Архангельская область по межбюджетным отношениям с муниципальными образованиями расходы не сократила. Кроме того, мы оказываем поддержку муниципальным образованиям путем предоставления им субсидий из окружного бюджета.
- Какими Вы видите перспективы развития региона на среднюю и долгосрочную перспективу?
- Стратегия развития Ненецкого автономного округа ставит амбициозную задачу - построить самодостаточную экономику. Всем известно, что Ненецкий округ - одна из стратегически важных территорий для России. И не только потому, что у нас есть выход к Северному Ледовитому океану. Наши конкурентные преимущества - богатейшие запасы углеводородного сырья - создают уникальные условия для освоения Севера России. Развитие нашей экономики, прежде всего, связано с добычей углеводородов. Помимо этого, недра округа богаты твердыми полезными ископаемыми. Их активная добыча планируется в районах Индиги, Амдермы, Усть-Кары. В Большеземельской тундре можно уже сегодня извлекать уголь, горючие сланцы.
Обозначены планы строительства газохимического завода в Индиге. Особое место в стратегии уделено развитию инфраструктуры, прежде всего транспортной. Ведь это основа развития любой экономики. И главное - правительство России сохранило этот вопрос в числе приоритетных. В первую очередь необходимо достроить участки федеральных дорог "Несь - Мезень" и "Нарьян-Мар - Усинск". Поставлена задача соединить северные порты нашего побережья с Тихим океаном. В связи с этим толчок в развитии получат прибрежные поселения: Индига, Дресвянка, Варандей, Амдерма. Точками экономического роста станут порты на Варандее, в Индиге с переработкой грузов до 30 миллионов тонн в год. Запланированы увеличение предельного объема переработки грузов в Нарьян-Марском порту до 500 тысяч тонн в год, усиление роли порта в Амдерме.
Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ предусмотрено строительство сети железных дорог: федеральных трасс " Индига - Ухта - Пермь" и "Усть-Кара - Воркута". Конечно, все это будет осуществляться в долгосрочной перспективе, но условия для этого должны создаваться уже сегодня.
- А как Вы планируете выстраивать отношения с недропользователями?
- Мы достаточно активно встречаемся со всеми недропользователями, которые работают на территории округа, серьезно участвуем в объединенном комитете СРП "Харьяга" по вопросу затрат инвестора в соглашении о разделе продукции по Харьягинскому месторождению.
Нас очень интересует заключение договоров с недропользователями, предусматривающих социально-экономическое развитие региона. Мы уже знаем проблемы, остро стоящие в округе, и часть их надеемся решать через такие соглашения. Например, дальнейшие взаимоотношения с ООО "СН Нефтегаз", в частности, продолжение разговора по Кумжинскому месторождению, а также перспективы разработки Коровинского месторождения я связываю, в первую очередь, с подписанием соглашения о социально-экономическом развитии. Уже сегодня компания намерена выделить средства на возведение дома для жителей поселка Усть-Кара. Кроме того, над заключением соглашения о социально-экономическом развитии мы сейчас работаем и с ЛУКОЙЛОМ.