Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.
Телевидение к празднику Победы раскрасило старые фильмы о войне. Первый канал покажет 9 мая в цвете лучший фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», а его вечный соперник-конкурент, канал «Россия» покажет зрителям 4-8 мая цветное кинополотно Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Зачем, спрашивается?
Ладно, можно согласиться, что в случае с Быковым, в каком-то смысле восстанавливается несправедливость, допущенная студией им. Довженко в отношении режиссера, когда ему из-за конфликта с руководством студии в свое время отказали в цветной пленке.
А что добавит краска культовому фильму Лиозновой?
«Теперь мы узнаем, какого цвета глаза легендарного Штирлица», - обещали организаторы перед началом пресс-показа цветного «Семнадцати мгновений весны».
Что я могу на это ответить? Авторам очень удались яркие, красного цвета нарукавные повязки со свастикой на черных эсэсовских мундирах, коричневый партийный китель «правой руки» Гитлера Мартина Бормана, партийный значок Штирлица. Но, честно говоря, по окончании демонстрации нового-старого проекта, я так и не понял, какого цвета у него глаза.
«Свинцовые», - сказал мне Александр Любимов, куратор проекта от канала «России». – Какие и должны быть у настоящего разведчика».
По его словам, проект по колоризации, который 600 человек готовили три года (шутка ли, раскрасить с помощью компьютера 1500 сцен) и обошелся в довольно крупную сумму, рассчитан прежде всего на молодежную аудиторию, которой по задумке авторов, теперь, в цвете, легче будет воспринимать похождения Штирлица-Исаева-Владимирова по извилистым коридорам Третьего рейха.
На мой взгляд, это сомнительный аргумент. Прежде всего, потому, что 12-серийный фильм о далекой уже войне, в котором почти нет стрельбы, а есть лишь одни разговоры и крупные планы, новым поколением уже почти не воспринимается вообще.
Не раз я, например, с удивлением обнаруживал, что мои, более молодые коллеги не реагируют на анекдоты о Штирлице и Мюллере, поскольку ни разу не смотрели «Семнадцать мгновений весны». В отличие от фильма Мариуса Вайсберга «Гитлер, капут», снятого недавно в стиле кинокапустника по мотивам «Мгновений» с потугами на комедию.
Для того, чтобы поколение next восприняло фильм, его надо не раскрашивать, а кардинально перемонтировать, выбросив большинство диалогов, практически все внутренние монологи главного героя, вместе со знаменитой немой сценой встречи с женой аж на 8 минут. Все оставшееся ужать до одной серии, в которой Штирлиц убьет провокатора Клауса, выкрадет радистку Кэт и обведет вокруг пальца старого хитрого Мюллера.
Другой аргумент авторов – мол, фильм решили воссоздать таким, каким он должен был быть. Хм. Еще один спорный тезис.
Татьяна Михайловна не очень уверена, что хотела снимать в черно-белом цвете», - рассказал Любимов и подчеркнул, что поначалу Лиознова, которой в июле исполняется 85 лет, с большим подозрением отнеслась к идее показать «какого цвета глаза у Штирлица».
Увы, но приходится констатировать, что телевидение, да и кинематограф, за неимением новых идей живут по-прежнему советскими «запасами». То нам показывали «Старые песни о главном», где под новым соусом подавались старые хиты, то начали снимать продолжения знаменитых кинокартин типа «Иронии судьбы-2», где нещадно эксплуатируют однажды удачно найденный сценарий и прежние герои. Не оставляют в покое и самого Штирлица. Режиссер Сергей Урсуляк снимает 16-серийный фильм про молодые годы Максима Исаева, заняв в главной роли актера Даниила Страхова.
С другой стороны, надо отметить, что сама книга Юлиана Семёнова “Семнадцать мгновений весны”, на основе которой снят телефильм, является, скорее вымыслом писателя, нежели сколько-либо исторически достоверной историей.
Из-за этого фильм Лиозновой в свое время не избежал множества ляпов и исторических несуразностей.
Ну, например, в поездке с пастором Шлагом Штирлиц слушает песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, хотя песня была написана только в 1959 году. В Берне нет Цветочной улицы. Советский разведчик пользуется в оперативной работе диктофоном Siemens, который на самом деле - советский диктофон «Электрон-52Д» выпуска 1969 года. А Геринг и Геббельс, на самом деле имели высшее, а не среднее образование, как это представляется в «информации к размышлениям». IV управление РСХА (гестапо) и VI управление (политическая разведка) располагались в разных зданиях Берлина и Мюллер не мог встречаться в одном служебном коридоре с Шелленбергом и Штирлицем. И т.д.
А самая большая ошибка или фантазия автора – в том, что в службе безопасности СС, да еще в чине полковника мог служить лишь тот, кто был способен доказать чистоту своей крови аж до 1750 года. Тщательно проверялось и происхождение всех родственников соискателя, даже дальних. Например, по церковным книгам, которые педантичные немцы вели не один век.
Все это было прекрасно известно советской разведке, а потому авантюры в виде Штирлица (кстати, такая фамилия в Германии не встречается) ее руководители бы не допустили. Проще было завербовать этнического немца. Что, на самом деле и произошло, например, с гауптштурмфюрером СС Вилли Леманом, шефом реферата общей контрразведки гестапо, позднее разоблаченным и казненным.
Иными словами, Юлиан Семенов в свое время создал талантливый миф, который Татьяна Лиознова превратило в гениальное кино, обогатившее народной фольклор множеством анекдотов.
С этой точки зрения, колоризация картины никак не сможет повредить исторической правде. За ее отсутствием. Напротив. Как выразился один герой Грибоедова, «пожар способствовал ей много к украшенью».
Глядишь, после просмотра фильм ожидает новая волна популярности и новые анекдоты. Что-то типа, «оказывается, Штирлиц был белым человеком».
В общем, как принято выражаться в молодежной среде, все «чисто по приколу».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции