МОСКВА, 30 апр - РИА Новости. Председатель совета директоров UC Rusal, основной владелец "Реновы" Виктор Вексельберг уверен, что Объединенной компании "РУСАЛ" (UC Rusal) не грозит банкротство.
"С UC Rusal все будет хорошо. Компании не грозит банкротство, потому что кредиторы в этом не заинтересованы. Просто посмотрите на факты. На момент начала кризиса у компании было три основных кредитора - Михаил Прохоров, западные банки, государство. Все они живут разной логикой, но никто до сих пор не предпринял никаких действий, чтобы запустить банкротство. Хотя у каждого был для этого повод", - заявил Вексельберг в интервью, газете "Ведомости".
По его мнению, "банкротство необходимо лишь в тех случаях, когда кредиторы не удовлетворены финансовым состоянием компании и им не нравятся предложения, которые делает менеджмент для выхода из кризиса. Наконец, когда есть риск потери компанией места в отрасли".
"У UC Rusal все не так. Компания была, есть и остается мировым лидером в производстве алюминия. Предложенная менеджментом антикризисная программа очень конструктивна, разумна и рациональна. UC Rusal способна рассчитаться по долгам, просто на это понадобится больше времени. Об удлинении выплат и идут переговоры с кредиторами. С Прохоровым долг уже урегулирован, его основная часть конвертирована в капитал (2 миллиарда долларов в 4,5% акций). Это означает, что инвестор верит в компанию. Оценка UC Rusal для этой сделки - 36 миллиардов долларов. Риски неполучения доходности банками-кредиторами минимальны. Компания все рассчитала. А ведь банкам что нужно? Отдать деньги надежному заемщику и получать доходность. К примеру, возьмем General Motors. Ситуация, схожая с UC Rusal, но их финансовая модель не показывает кредиторам картины, которая позволяла бы поверить, что деньги вернутся. Поэтому там говорят о банкротстве, а в UC Rusal - нет", - говорит Вексельберг.
Поясняя действия Прохорова, который берет половину оставшегося долга UC Rusal в 800 миллионов долларов облигациями "Русал-Братска", Вексельберг отметил: "Облигации будут ликвидной бумагой. Их можно будет продать в рынок, а возможно, у него уже есть какие-то договоренности по продаже облигаций. Вторая часть долга - на 400 миллионов долларов - будет пролонгирована, выплаты привязаны к ценам на алюминий на LME. То есть принцип погашения задолженности будет таким же, как и у других кредиторов".
ВЭБ в октябре выдал UC Rusal 4,5 миллиарда долларов на один год под залог 25% акций ОАО "ГМК "Норильский никель" и возможность залога блокпакетов акций заводов UC Rusal. Кредит был выдан для реструктуризации долга алюминиевого холдинга, выданного западным банком под залог акций "Норникеля".
Вексельберг сообщил, что переговоры о реструктуризации долга в 4,5 миллиарда долларов ведутся с ВЭБом очень активно.
"В них вовлечены представители государства. Надо понимать, что урегулирование долгов UC Rusal невозможно по отдельности с каждым из кредиторов. Мы вряд ли подпишем соглашение с западными банками, если не будет четкого понимания того, как будет урегулирован долг перед ВЭБом. Сейчас основной обсуждаемый вариант - выпуск ВЭБом облигаций под долг UC Rusal, который в конечном итоге может быть конвертирован в акции компании. Мы считаем, что это предложение обладает набором плюсов для ВЭБа и для государства. ВЭБ получит деньги назад, а государство сможет вернуть их в резервный фонд. Переговоры идут довольно успешно", - сказал Вексельберг.
При этом он уточнил, что может быть и другая альтернатива. "Рыночная стоимость пакета "Норникеля", находящегося в залоге у ВЭБа, уже больше суммы кредита. Это уже не 2,5 миллиарда долларов, как три месяца назад. Мы можем его просто продать и погасить долг. Желающие купить есть", - сказал он, уточнив, что это не только Владимир Потанин.
"Не только он, это многим интересно. Все же верят в "Норникель". Бюджет компании просчитан из цены никеля в 10 тысяч долларов за тонну, а сейчас металл стоит уже около 11 тысяч долларов за тонну. Меньше, я думаю, не станет. Наши риски по кредиту ВЭБа сейчас минимальны. А государство, наоборот, заинтересовано, чтобы пакет "Норникеля" был у нас. Мы понятный инвестор. Вдобавок все же хорошо знают, за сколько мы его купили. Мы не хотим дешевле продавать. И точно не продадим дешевле, вот увидите", - отметил Вексельберг.
Отвечая на вопрос являются ли действия Альфа-банка по взысканию долга с UC Rusal риском для подписания глобального соглашения по реструктуризации долга, глава совета директоров UC Rusal сказал: "Ну о чем вы говорите! Иностранные кредиторы контролируют долг в 7,4 миллиарда долларов, "Альфа" - меньше 100 миллионов долларов. У них, конечно, своя правда и логика. Я их позицию уважаю. Но заплатить мы им тоже не можем. Иностранные банки тогда скажут: "Раз платите им, платите и нам"".
"Будем реалистами: без урегулирования вопросов с основными кредиторами акционеры UC Rusal ничем компании не помогут. Вы хорошо знаете, что у нынешних акционеров UC Rusal - не единственная компания, требующая участия... С момента начала кризиса мы уже не получаем дивиденды и получать их не будем, пока не урегулируем отношения с кредиторами. Прибыли сейчас у UC Rusal нет. В первом квартале мы близки к нулю, хотя год, я думаю, можем закончить с небольшой прибылью. Я верю в рынок, а во-вторых, к концу первого полугодия будет заметен эффект от антикризисной программы", - отметил Вексельберг.
Говоря о наличии других рисков для UC Rusal, самым очевидным Вексельберг назвал цену на алюминий. "Если бы она поднялась, у нас не было бы проблем. Далее, много проектов остановлено, надо вернуться к их исполнению. Ведь в тот же Тайшетский или Богучанский проекты уже много средств вложено, а денежный поток они не генерируют. Наконец, UC Rusal необходимо закрывать неэффективные предприятия. У компании есть заводы - памятники советской индустрии, типа Волховского. Конечно, такие предприятия, хотим мы или нет, мы вынуждены будем закрывать или перепрофилировать. Это будут больше социальные мероприятия - при закрытии заводов важно в максимально возможной степени смягчить последствия для трудовых коллективов, заранее разработав программы их переквалификации и перевода на другие производства", - считает он.
Вексельберг считает целесообразным появление в России глобальной горнодобывающей компании. "Масштабы компании - это гарантия стабильности. Продуктовая и географическая диверсификация дают больше гибкости и доступа к более дешевым деньгам. Для создания глобальной компании UC Rusal и покупала пакет в "Норникеле". Второй вопрос: что делать сейчас? Конечно, во время кризиса такая сделка отходит на второй план. Нельзя сейчас отвлекать менеджмент на решение еще и этой задачи. Поэтому правительство, собрав предложения, приняло правильное решение - не проводить пока такую сделку. Но в будущем к этому вопросу мы еще вернемся", - отметил он.