Фотограф Эрвин Олаф, выставка которого открылась в московском «Манеже», известен, в частности, по сериям портретов королевских особ, погибших от рук убийц, людей в клубном экстазе и другим необычным снимакам. После теракта 11 сентября 2001 года он создал серии работ на тему этой трагедии, положившие начало циклу "Дождь". Люди на фотографиях Олафа кажутся застигнутыми на краю эмоциональной пропасти, замершими в момент, предшествующий реакции на критическую ситуацию. В интервью РИА Новости Олаф рассказал, что отошел от амплуа скандального фотографа. Теперь он собирается снять в России продолжение своего «черно-белого» проекта, посвященного приходу к власти Обамы в США. Беседовала Ирина Саминская.
- Эрвин, вы привезли в столицу свои новые проекты «Надежда», «Горе» и другие. Почему выбор пал на них?
- Этой выставкой я хочу показать, как изменился. Та выставка, что была в Москве четыре года назад, насколько я знаю, была очень успешной. Но с тех пор я изменился. Я привез свои последние работы из цикла «Дождь». Хотя я очень волнуюсь, верно ли я отобрал работы, потому что мне кажется, что российская молодая публика хочет чего-то более сильного, а я привез спокойные фотографии.
- С чего вы взяли, что российская молодежь хочет увидеть «жесткие» работы?
- Потому что я получаю много писем от молодых людей, которые хотят стать моими ассистентами, принять участие в съемках или просто узнать, как и что я делаю, и большинство вопросов относятся к моим более агрессивным сериям. Кроме того, в Голландии, где я живу, много русских, и когда я встречаюсь с ними на разных вечеринках, то они, как правило, спрашивают меня об этих сериях. Может, это неправильное ощущение, но мне кажется, что у вас вообще сильное общество, которое бросает из крайности в крайность.
- Вы фотографировали русских?
- Да. Сейчас трудно вспомнить, когда именно, но я точно фотографировал русских. Но меня не интересует национальность - я обращаю внимание на цвет кожи, глаза, на человека вообще.
- Вы пришли в фотографию в начале восьмидесятых годов, потом работали в рекламной фотографии, затем снова начали создавать художественные серии. Как за это время изменилось фотоискусство?
- Радикально изменилось, так как за это время появился Photoshop, который произвел своего рода революцию. Когда я начинал работать, было 5 тысяч фотографов и 500 мест - а сегодня их 50 тысяч, а рабочих мест по-прежнему 500. Это грустно, потому что многочисленные фотошколы дают ощущение, что фотографом стать легко. Но это не так, и мне было даже проще в начале 80-х. Сегодня фотографируют все, а в результате количество профессиональных фотографов не увеличивается.
- Вам не кажется, что фотоискусство сегодня стало очень социальным и коммерческим?
- Нет, в начале девяностых Photoshop спровоцировал развитие эстетической фотографии, оказав влияние в том числе и на меня. Но в то же время в музеях были в основном представлены документальные фотографии, которые сегодня уже выглядят как китч, будучи повторение одно и того же социального уродства. Поэтому музеи, наоборот, начали присматриваться к более эстетической, «вылизанной» фотографии.
- Есть какие-то особые вещи, которые Вас вдохновляют?
- Всегда - живые люди. Их переживания, форма тела, цвет кожи. То, что они могут быть невысокими, толстыми, некрасивыми или красивыми - любыми.
- То есть классическое искусство не вдохновляет, Мона Лиза, например?
- Нет, она же уже умерла.
- Если Вы решите делать съемку в России, то о чем она будет?
- У меня появилась одна идея… Понимаете, я поражен красотой русских людей.
- О, спасибо!
- Я это говорю не только ради комплимента, в России много и уродливых людей. Но буквально сегодня за завтраком я увидел удивительно красивого 14-15 летнего мальчика, с очень красивым цветом кожи и светлыми глазами, и его мать выглядела так же. Я подумываю продолжить в России свой «черно-белый» проект, который я начал в Америке. Он посвящен последним выборам и приходу Обамы к власти. Может, я здесь сделаю очень светлую серию.
- Вы ставите перед собой задачи, когда фотографируете, или, может, преследуете особую цель, представляя такие философские проекты о горе, надеждах, смерти?
- Я не знаю, какая у меня цель. Я старюсь быть в каждом своем кадре предельно честным. Я показываю то, что происходит вокруг меня и то, что побуждает сделать меня ту или иную серию. Когда ты делаешь какой-нибудь арт-проект, надо показать в первую очередь свои слабости, вывернуть себя и тогда получится искреннее и по-настоящему.