Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
Чем дальше война, тем больше в глазах современников она напоминает нечто виртуальное. Это не укор. Это неизбежность. Москва готовится к празднику. Фонтаны, реклама, цветы. У входа в родное агентство раздают георгиевскую ленточку. И цветы правильно, и фонтаны, и ленточки, а все равно получается какой-то глянец. Повторяю, это не укор, а неизбежность: чем дальше война, тем больше на бронзе патины.
Помните фильм «Двадцать дней без войны»: военный корреспондент приезжает в далекий Ташкент на пару дней – там снимается по его сценарию фильм о войне. И как его бесят на актерах эти нелепые противогазы. «Ну не носят их на фронте», - в отчаянии бросает он режиссеру, а ему в ответ: «Устава у нас никто не отменял». Там был глянец, потому что стреляли все-таки далеко. Сегодня глянец, потому что память у большинства наших сограждан реальную войну из памяти стерла.
В этом году у акции «Георгиевская ленточка», задуманной РИА Новости и "Студенческой общиной" в 2005 году, юбилей. Причем, действительно без всякого преувеличения победный. Ленточный бум охватил не только Россию, но и десятки зарубежных стран. Счет тех, кто отдает дань уважения погибшим на той войне и еще живым ветеранам, повязав ленточку, хоть на антенне своей машины, хоть вплетя ее в девичью косу, хоть присоединив эту ленту к своим наградам, как делают ветераны, идет на миллионы.
И все-таки именно сейчас, на мой взгляд, самое время поговорить о будущем акции. Самая большая проблема сейчас в том, чтобы количество не перешло в количество. Иначе ленточки просто девальвируются, станут элементом декора, сольются с остальным предпраздничным глянцем и постепенно потеряют тот эффект, что имели в начале.
Попробую объяснить.
Недавно в Калининграде какие-то подонки, не поленились отодрать в Парке Победы, приваренную намертво гаубицу и уволокли ее в болото. Местной власти позвонили, но она и пальцем не шевельнула. Ну, что делать, сами выбрали. Хорошо еще, что нормальные местные ребята через интернет связались друг с другом, подъехали на внедорожниках и с огромным трудом вытянули эту махину-гаубицу - много больше тонны - на сухое место. Спасибо. Каждому георгиевскую ленточку в руку. Пусть повесят на свои внедорожники.
Это уже не глянец. Это подлинное уважение к памяти предков, подкрепленное собственными, испачканными в болоте штанами и натруженными руками. Вот, и погибший на фронте поэт Владимир Кульчиций, как-то кстати, вспомнился: «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда черна от пота - вверх скользит по пахоте пехота». Интересно, сколько ведер пота было пролито, чтобы протащить эту гаубичную махину до Калининграда?
Естественно, дело не в том, чтобы давать ленточки лишь тем, кто вытащит из болота по гаубице. Не о том речь. Просто к ленточке должно обязательно прилагаться при любой возможности нечто, «погружающее» в ту войну. Блестящая же была в прошлом году мысль устроить для молодежи бесплатные показы фильма «Мы из будущего». Макнули из настоящего в прошлое, без штанов и прямо под обстрел. Всех бы «черных копателей» из настоящего в такое прошлое.
А потому и георгиевскую ленточку, парень, посмотревший такой фильм, будет носить уже по-особому.
Разумеется, каждый год такой фильм не снимешь, да и фильм все-таки не живое дело. Надо что-то придумывать, стараясь склеивать настоящее, и, прежде всего, молодое поколение, с той реальной, а не виртуальной войной.
У нас есть ребята, которые каждое лето едут на места былых боев, находят останки наших солдат, ищут при возможности родных погибших, торжественно хоронят останки наших воинов. Георгиевская ленточка на лацкане мундира каждого работника Московского метрополитена, это, конечно, хорошо. Но на могиле похороненных наших воинов, еще лучше. Кстати, многие из могил, памятников и мемориалов наших солдат в ужасном состоянии. Почему бы «Георгиевской ленточке» не заняться и этим? Откуда силы, время, деньги? Возможно, не стоит жадничать и по-умному расширить число учредителей акции. За счет тех, кто искренне сочувствует этому делу и у кого есть другие (финансовые, организационные) возможности в нем поучаствовать.
Наверняка найдутся и добровольцы за рубежом. Трудно не заметить, что среди стран, в акции активно не участвующих или не участвующих вообще, освобожденные когда-то русским солдатом, Польша, Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия.
Понятно, что не все так просто. Но если и идти в эти страны с тем, что называется «народной дипломатией», то, конечно, с георгиевской ленточкой в руке. К тому же очень удачно Международный совет российских соотечественников (МСРС) получил ассоциированный статус с Департаментом общественной информации ООН. Входящие в МСРС организации, участвуют и в акции «Георгиевская ленточка». Почему бы им для начала и не взять на себя этот действительно непростой участок?
И еще одно. Не хочется портить праздник, но не стоит забывать, что он со слезами на глазах. Между тем, чем дальше уходит время, тем церемониальнее память о войне. А это убивает ее не хуже забвения. Не знаю, как тут найти золотую середину, но чем больше появляется современных поделок о войне, чем страшнее и натуралистичнее с помощью компьютера их снимают, тем меньше мне страшно.
Хотите понять, что такое действительно страшно? Попробую объяснить. Когда-то давно, еще в старом АПН, ко Дню Победы мы решили организовать выставку. Нам запретили. Сказали, что это шок, слишком страшно. Может быть, начальство было и право: одна женщина, взглянувшая на картину в нашей редакционной комнатенке, тут же упала в обморок.
Один наш знакомый художник чудом пробился в дом военных инвалидов – таких, думаю, уже нет, обитатели умерли - и зарисовал каждого. Пустили его тайком на два часа, но так получилось, что он рисовал без перерыва весь день, каждый хотел оставить о себе хоть какую-то память. На картинах изображены люди, вернее, часть людей – обрубки без рук и без ног. Некоторые и без глаз. Все торжественно одеты по такому уникальному случаю в мундиры и увешаны орденами. И глаза, у тех, у кого есть - пронзительнее не встречал. И такая тоска во взгляде – не передать!
В общем, праздник Победы нам испортить тогда не позволили. На улице весело пела гармонь. Народ гулял, а мы сидели в своей редакционной комнате в праздничный день, собрались все до единого. Тоже, конечно, пили и мрачно перебирали портреты, которые никто, наверное, так и не увидел.
Это был самый тошный и самый искренний День Победы в моей жизни.
Хоть самый малый кусочек того дня на каждую нынешнюю георгиевскую ленту, и она стала бы живой. И с улиц ушел бы глянец. И улыбки и слезы установились бы в той самой пропорции, что и нужно.
И тогда количество ленточек совершенно точно перешло бы в совершенно иное качество.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции