МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Выдающаяся балерина Екатерина Максимова скончалась во вторник на 71-м году жизни. Ее внезапный уход ведущие деятели культуры назвали тяжелой утратой для хореографического искусства. Многочисленные поклонники простятся с Максимовой 30 апреля в 10.00 утра в Атриуме Большого театра.
Балерину утром во вторник обнаружила мертвой ее 94-летняя мать Татьяна Максимова, проживающая с ней в одной квартире, рассказали РИА Новости соседи артистки.
По их словам, Максимова еще вечером в понедельник чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой. По предположениям соседей, смерть, скорее всего, наступила в результате сердечной недостаточности. Около 12.00, по свидетельствам жильцов дома, приехала "скорая помощь", а около 15.00 тело балерины увезли в морг.
По словам пресс-аташе Большого театра Екатерины Новиковой, на момент кончины Максимовой ее супруг и бессменный партнер Владимир Васильев находился в Италии. Он должен вернуться в Москву вечером во вторник, после чего будет решаться вопрос о дате и месте захоронения Максимовой. Новикова отметила, что причина смерти балерины пока не установлена.
"Бэби" Большого театра
Еще будучи ученицей, в 1957 году, Максимова выступила в спектакле Большого театра в партии Маши ("Щелкунчик" Чайковского). За свою исполнительскую деятельность (в 1958-1988 годах была ведущей солисткой ГАБТа) она исполнила лучшие партии балетного искусства, среди которых Жизель ("Жизель" Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Золушка ("Золушка" Прокофьева), Фригия ("Спартак" Хачатуряна), Девушка ("Икар" Слонимского), Одетта-Одиллия и Аврора ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского) и другие.
Помимо своей плодотворной деятельности в Большом театре, Максимова танцевала на других сценах, в том числе Московского классического балета (ныне Государственный академический театр классического балета). Здесь она исполнила партии Натали ("Натали, или Швейцарская молочница", 1980), Джульетты ("Повесть о Ромео и Джульетте" в постановке Н. Касаткиной и В. Василева, 1981), Евы ("Сотворение мира" А. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василева, 1984).
Руководитель Государственного академического театра классического балета Наталья Касаткина рассказала РИА Новости, что Максимова была способна заворожить любого зрителя и освоить все жанры - от драмы до комедии. Также она отметила, что "все артисты ее просто обожали", а в Большом театре ее называли "Бэби".
Кроме того, Касаткина, которая является соседкой Максимовой по даче, рассказала, что балерина "удивительно чутко и бережно относилась к природе и к человечеству, которое ее потеряло". "Катя выращивала овощи, которые потом, как она говорила, она не могла есть, потому что для нее это были живые существа", - пояснила она.
Артист балета Николай Цискаридзе был поражен тем, что Максимова ушла из жизни так рано, когда была еще полна сил, была "в абсолютном здравии и активно принимала участие в репетиционном процессе".
Он рассказал, что во вторник в Большом театре началась аттестация, и Максимова как один из членов аттестационной комиссии должна была принимать в ней участие.
"Войдя сегодня в зал, я первым делом спросил, где Екатерина Сергеевна, и мне ответили, что она не пришла, взяла самоотвод, сказав, что нехорошо себя чувствует. И вдруг буквально через полтора часа приходит это известие", - рассказал танцовщик.
"Это чудовищно. Жутко рано. Она была еще полна сил. Не нам, наверное, обсуждать сроки жизни, но мне кажется, что это очень несправедливо", - добавил он, подчеркнув, что для него это потеря прежде всего человеческая.
Целая эпоха
Сразу после появления информации о кончине Максимовой свои соболезнования выразили первые лица страны. Президент РФ Дмитрий Медведев отметил в телеграмме родственникам артистки, что российское искусство потеряло "великую балерину, чей редчайший, многогранный талант по праву признан достоянием мировой культуры".
"Своей блистательной хореографией, удивительной грацией и красотой она буквально завораживала зрителей, поражала силой перевоплощения и филигранным исполнительским мастерством", - написал глава государства.
Председатель правительства РФ Владимир Путин в телеграмме родственникам отметил, что творчество Максимовой "стало целой эпохой в истории отечественного и мирового хореографического искусства".
"Светлая память о Екатерине Сергеевне Максимовой навсегда сохранится в сердцах близких, друзей, поклонников ее уникального таланта, многочисленных учеников", - уверен премьер.
Педагог. Наставник. Друг!
В 1980 году Максимова окончила ГИТИС (ныне РАТИ) по специальности педагог-балетмейстер. С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1996 года стала профессором). После окончания исполнительской деятельности, в 1990 году, она стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. А с 1998 года была балетмейстером-репетитором Большого театра. Среди ее учениц - Светлана Лунькина, Анна Антоничева, Марианна Рыжкина, Анастасия Волочкова.
Любимая ученица выдающейся балерины, солистка Большого театра Марианна Рыжкина предчувствовала кончину наставницы. По ее словам, в воскресение в театре был спектакль "Спартак", где она танцевала партию Фригии - это партия Максимовой, которую та передала своей ученице. Как вспоминает Рыжкина, весь вечер она не могла избавиться от непонятного "чувства пустоты".
Солистка Большого театра также отметила, что Максимова была великолепным педагогом и научила ее очень многому. "Екатерина Сергеевна - человек, который учила меня существовать в театре, выходить на сцену, как должен выходить настоящий артист - каждый раз, как в первый и последний раз. Именно так, как они танцевали с Владимиром Викторовичем (Васильевым - ред.)", - рассказала она.
В свою очередь, другая ученица Максимовой - Анастасия Волочкова считает уход из жизни любимого педагога своей личной утратой, потому что она была "одним из самых любимых и близких людей".
Волочкова добавила, что когда она только приехала в Москву, Максимова стала ей первой и главной поддержкой в чужом городе, где она никого не знала.
"Екатерина Сергеевна была моим первым педагогом в Большом театре, и, конечно, с ней связаны у меня самые добрые воспоминания, она всегда очень по-человечески относилась ко мне, передала мне свою хореографическую композицию, подготовила огромное количество ролей и партий, но прежде всего, она была для меня родным человеком и другом", - рассказала балерина РИА Новости.
Дух Большого театра
Многие деятели искусства уверены, что Максимова "будет всегда жить в сердцах людей". Так, художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака отметил, что "частица Екатерины Сергеевны всегда будет в стенах этого театра и перейдет в стены основного здания, потому как до сих пор живы все те спектакли, в которых она танцевала или которые специально были поставлены на нее".
"Грустно сознавать, что о ней теперь мы говорим "была", хотя для коллег, для руководства театра, для артистов Екатерина Сергеевна никогда не будет с этой приставкой, она всегда будет с нами", - сказал Бурлака журналистам во вторник на чрезвычайном брифинге, прошедшем в Атриуме Новой сцены Большого театра.
"Ее многочисленные ученицы будут помнить ее всегда - так же, как и русские люди. Все будут чтить и помнить выдающуюся русскую балерину Екатерину Сергеевну Максимову", - добавил он.
Также считает и известный танцовщик, художественный директор и ведущий танцор балетной труппы Немецкой Государственной Оперы в Берлине Владимир Малахов. Он отметил, что для учеников Екатерина Максимова всегда останется незабываемой.
"Для меня было большой честью сотрудничать с Екатериной Сергеевной, когда я приезжал на спектакль "Жизель" в Большом театре, где тогда со Светланой Лунькиной репетировала Максимова. Это были незабываемые, особые репетиции, с особой энергетикой, неповторимые", - сказал он РИА Новости.
"Максимова была настоящей и очень большой звездой. Это самые красивые ноги в мире. Второй такой не будет. Я никогда не забуду ее Галатею и Машу в "Щелкунчике". Вечная ей память", - добавил он.
Одной из частичек памяти станет и многочисленные телепостановки и фильмы, снятые с участием Максимовой или о ней. Так, великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли пригласил балерину и ее мужа Владимира Васильева выступить в его фильме-опере "Травиата". А французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы знаменитого дуэта снял о них фильм "Катя и Володя", после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.
Так называется сейчас и отдельный класс в балетной школе Илзе Лиепы. Она рассказала РИА Новости, что "бесконечно любила эту блистательную балерину и этот блистательный дуэт с Владимиром Васильевым с самого детства", хотя и не была "ни ее ученицей, ни ее близким другом".
Народная и не только
Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище, после чего поступила в труппу Большого театра и до 1988 года была ведущей солисткой. Ее постоянным партнером был муж - Владимир Васильев.
В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта. Этот концерт стал своеобразным подведением итогов работы великой пары. На нем выступали солисты Парижской национальной оперы, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Денис Медведев, Наталья Осипова, Руслан Скворцов и другие.
Одна из самых прославленных балерин России 1 февраля 2009 года широко отпраздновала 70-летний юбилей в Атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Максимова - народная артистка СССР (1973), лауреат премии Ленинского комсомола 1972 года, лауреат Государственной премии СССР 1981 года за исполнение ролей в балетных спектаклях и телевизионных фильмах. Лауреат Международной премии "Академии Симба" (Италия, 1984), лауреат Государственной премии РСФСР 1984 года в области киноискусств - премии имени братьев Васильевых за телевизионный художественный фильм-балет "Анюта" производства киностудии "Ленфильм".
Была награждена орденом Ленина (1976), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (январь 1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV степеней (2008). Удостоена почетной награды Бразилии - ордена Рио Бранко (2004).