Конвенция Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте была принята 25 февраля 1991 года в г. Эспо (Финляндия) и вступила в силу 10 сентября 1997 года. Конвенцию подписали 42 страны.
Конвенция стала первым международным соглашением, закрепившим права общественности на доступ к информации о планируемых видах деятельности, которые могут оказывать вредное трансграничное воздействие, и принятии решений, связанных с ними.
Конвенция устанавливает:
1. Возможность общественности принимать участие в процедурах оценки воздействия на окружающую среду.
2. Необходимость обеспечения доступа общественности к информации (документации) о планируемых видах деятельности.
3. Возможность общественности комментировать предлагаемые виды деятельности.
Перечень видов деятельности, которые могут оказывать вредное трансграничное воздействие, содержится в Добавлении I к Конвенции. К ним, в частности, относятся нефтеочистительные заводы, нефте и газопроводы с трубами большого диаметра, ТЭЦ и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также АЭС и другие сооружения с ядерными реакторами, установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов, химические комбинаты, крупные плотины и водохранилища и пр.
Конвенция перечисляет обязательства сторон по информированию (уведомлению) сопредельных государств о запланированных работах и их возможному воздействию на окружающую среду.
Если какая-либо сторона считает, что она будет затронута в результате значительного вредного воздействия планируемой деятельности, указанной в Добавлении I, и если не поступило никакого уведомления, то по просьбе затрагиваемой стороны заинтересованные стороны проводят обмен информацией с целью обсуждения вопроса о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия.
В Добавлении II Конвенции дан перечень минимума информации, подлежащей включению в документацию об оценке воздействия на окружающую среду:
1. Описание планируемой деятельности и ее цели
2. Описание, при необходимости, разумных альтернатив (например, географического или технологического характера) планируемой деятельности, в том числе варианта отказа от деятельности; описание тех элементов окружающей среды, которые, вероятно, будут существенно затронуты планируемой деятельностью или ее альтернативными вариантами; описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и ее альтернативных вариантов и оценка их масштабов.
3. Описание предохранительных мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду и др.
Добавление III Конвенции содержит общие критерии, помогающие в определении экологического значения видов деятельности, не включенных в Добавление I. Стороны могут изучить вопрос о том, может ли данный вид деятельности оказать значительное вредное трансграничное воздействие, в частности, на основании одного или нескольких перечисленных ниже критериев:
1. Масштабы: Планируемые виды деятельности, масштабы которых являются большими для данного типа деятельности;
2. Район: Планируемые виды деятельности, которые осуществляются в особо чувствительных или важных с экологической точки зрения районах или в непосредственной близости от них;
3. Последствия: Планируемые виды деятельности, оказывающие особенно сложное и потенциально вредное воздействие.
В Добавлении IV Конвенции описана процедура запроса на какой-либо планируемый вид деятельности, включенный в Добавление I. Запрос выносится на рассмотрение комиссии по запросу. Комиссия по запросу состоит из трех членов. Запрашивающая сторона и другая сторона, причастная к процедуре запроса, назначают по одному научному или техническому эксперту, и два назначенных таким образом эксперта назначают по обоюдному согласию третьего эксперта, который становится председателем комиссии по запросу. Последний не должен быть гражданином ни одной из сторон, причастных к процедуре запроса, и не иметь отношения к данному делу ни в каком ином качестве.
Для урегулирования возможных споров Конвенция Эспо предусматривает формирование арбитражного суда, решения которого являются обязательными для всех подписантов.
Правительством СССР Конвенция Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте была подписана 6 июня 1991 года. В настоящее время Российская Федерация как государство-правопреемник СССР рассматривается как страна, подписавшая данную Конвенцию. Документ Россией не ратифицирован.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников