Виктор Литовкин, «НВО», специально для РИА Новости.
В конце минувшей недели Главный штаб ВМФ в лице неназванного источника опроверг распространенное в некоторых российских СМИ сообщение, что ряд адмиралов и офицеров штаба отказались переезжать из Москвы с Санкт-Петербург. В тоже время этот же аноним фактически подтвердил, что сам переезд главного штаба может быть приостановлен. О чем, кстати, также регулярно писали столичные газеты. Но выразил свои слова в весьма интересной форме.
«Официального решения о приостановке переезда главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург на данный момент не существует, - заявил источник информагентствам. – Но такое решение может быть принято (о приостановке, надо понимать – В.Л.). Так как перебазирование системы управления флотом в условиях финансового кризиса может привести к тяжелым последствиям для Вооруженных сил, а также для всей военной реформы, проводимой военным руководством страны».
Стиль и форма подачи информации не делают секрета для военных специалистов, кто именно скрывается за словами о «неназванном источнике из главного штаба ВМФ». Не секрет и увертки, с помощью которых военные пытаются скрыть «секрет полишинеля» Так, кстати, было и с информацией об отставке начальника ГРУ, о которой несколько месяцев сообщали все крупнейшие СМИ, а военные чиновники все отрицали. Теперь, когда эта отставка произошла официально, никто никаких комментариев не дает. Как будто все, так и должно было быть.
Но дело, конечно, не в военных информаторах и их отрицании очевидного. Главное, что даже за туманными фразами представителя штаба ВМФ признается сам факт несвоевременности и фактически вредоносности перевода из одного города в другой без достаточного на это основания центрального органа управления Военно-морским флотом страны, имеющего в своем составе стратегическое ракетно-ядерное оружие. А так же полное согласие с этим тезисом, который неоднократно озвучивали на самых разных уровнях и с самых разных трибун, в том числе и со страниц печати, крупнейшие российские военачальники, утверждавшие, что это решение недальновидно и несвоевременно.
Именно за эти слова, произнесенные публично в январе 2007 года на заседании Академии военных наук пострадал и бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский. Несогласие с переездом Главного штаба ВМФ, знают военные эксперты, стоили Балуевскому должности. Но перевод главного штаба тогда не приостановили.
В Санкт-Петербург была даже отправлена передовая группа офицеров Главного штаба ВМФ для подготовки такого переезда. Из здания Адмиралтейства перевели в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы. Ряд помещений освободили от аудиторий и кафедр военно-морского института, которые отправили в Пушкин. На архитектурном памятнике, каким является Адмиралтейство, уже даже разместили доску «Главный штаб Военно-Морского флота Российской Федерации». Оказалось, слегка поторопились.
Собеседник информагентств сообщил, что «никаких существенных работ по размещению в этом здании управленческих структур не ведется из-за отсутствия финансирования». «Это дело затратное и требует глубокой проработки», - отметил он.
Странное признание через полтора года нервотрепки, связанной с этим переездом. Еще накануне 2007 года, когда принималось решение о переводе Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург, было известно, что на это потребуется от 25 до 50 млрд. рублей или полтора млрд. долларов. Что в городе на Неве придется создавать основные и запасные командные пункты управления флотом, а грунты в северной столице, их геологические особенности не позволяют сделать эту работу достаточно быстро, в полном объеме и так, чтобы, с одной стороны, обеспечить безопасность объектов при возможном ударе по ним ракетных средств нападения. А, с другой стороны, обеспечить секретность и закрытость связи Центрального командного пункта ВМФ с подчиненными ему четырьмя флотами – Балтийским, Северным, Тихоокеанским и Черноморским и одной Каспийской флотилией. А так же с кораблями, находящимися на боевой службе в океане, и со стратегическими атомными подводными лодками, скрытно вышедшими в районы своего патрулирования.
Кроме того, для адмиралов и офицеров главного штаба, а их около 800 человек, для их семей требовалось построить или закупить благоустроенное жилье. При его остром дефиците и нехватке средств для расселения еще 60 тысяч увольняемых в запас бесквартирных офицеров, сокращаемых в ходе военной реформы, эти намерения выглядели, если не чистой утопией, то, видимо, абсолютным волюнтаризмом.
Более того, когда в печати появились сообщения, очень похожие на правду, что около 300 адмиралов и офицеров Главного штаба ВМФ отказываются переезжать из Москвы в Санкт-Петербург, тут же в различных СМИ, опять же со ссылкой на неназванные источники, проскочила информация, что их переезд и не понадобится. Мол, в Министерстве обороны готовы планы создания вместо Главного штаба ВМФ – Главного управления Генерального штаба по Военно-морскому флоту. Так что те, кто будет сопротивляться такому переезду, намекал аноним, могут просто оказаться за бортом воинской службы. О том, что такой вариант возможен, свидетельствует недавняя история отечественных вооруженных сил.
Трижды ликвидировался главкомат Сухопутных войск – в 1950, 1964 и 1997 году. Каждый раз это объяснялось необходимостью устранения параллелизма в работе, исключения дублирующих органов управления, повышения их оперативности и тому подобным. На самом деле требовалось под благовидным предлогом избавиться от авторитетных в военных кругах военачальников, которые тогда возглавляли Сухопутные войска. В одном случае – от маршала Советского Союза Ивана Конева, в другом – от маршала Советского Союза Василия Чуйкова, а в последнем - от генерала армии Владимира Семенова. Последнего пытался отстранить от должности тогдашний министр обороны Игорь Родионов «за действия, порочащие честь и достоинство военнослужащего». Но каждый раз, через несколько лет главкомат Сухопутных войск все же восстанавливали. В 1955-м, 1967-м и 2001 году. Оказалось, что без него руководить военными округами слишком сложно и накладно.
Не исключено, что сложности с переездом Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург, огромные затраты на данную операцию, никак не связанные с сутью и смыслом придания нового облика вооруженным силам России или, другими словами, с военной реформой, реальная угроза потерять хотя бы на время нить управления флотами и морскими стратегическими ядерными силами все же в какой-то мере отрезвили инициаторов этого перевода.
Главный штаб, как говорят моряки, залег в дрейф. А, может, действительно, на переезд не нашлось денег. Так или иначе, но многие специалисты и ветераны армии и флота восприняли сообщение от возможной приостановке этой операции весьма благосклонно. Это доказывает, что со здравым смыслом у наших военных и политических руководителей, вопреки амбициям некоторых высокопоставленных чиновников, в принципе, все в порядке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции