35 лет назад началась вторая очередь строительства Байкало-Амурской магистрали. Дорогу к богатствам Восточной Сибири и Дальнего Востока прокладывали всей страной. БАМ стал памятником трудового героизма тысяч людей, приехавших со всего Советского Союза за делом всей своей жизни.
Первыми “бамовцами” стали белорусские комсомольцы, отправившиеся в Сибирь прямо с XVII съезда комсомола. Им предстояло выполнить то, что не удалось сделать первопроходцам трассы в 1920-30-е гг. Тогда воплощению масштабного проекта помешала война.
В 70-е перед "бамовцам" была поставлена задача – построить магистраль протяженностью около четырех тысяч километров. Восточную часть магистрали должны были строить военные железнодорожники, а вот западную с двух сторон на встречных курсах - комсомольские отряды.
Студентов, отправляющихся в Сибирь, не пугали ни 40-градусные морозы, ни изнуряющая летняя жара. В тайгу их манила романтика, свобода от города, песни под гитару и костры до небес…
За десять лет "бойцам" студенческих отрядов удалось проделать огромное количество земляных работ, перекинуть через реки тысячи мостов и труб, уложить 5 тысяч километров главных и станционных путей, построить десятки железнодорожных станций. Везде, где шло строительство магистрали, зарождалась новая жизнь: возводились жилые дома, открывались новые школы, больницы, детские сады.
Долгожданная весть о завершении укладки главного железнодорожного пути и открытии движения поездов была опубликована во всех газетах страны 27 октября 1984 года, свидетельствует veter-s.ru.
На протяжении десяти лет "бамовцы" работали почти без выходных, жили в палатках, готовили в котелках. Однако, как ни парадоксально, именно трудности и общее дело помогли соединить множество человеческих судеб. Здесь в суровых условиях тайги рождалась крепкая дружба и настоящая любовь.
По словам легендарного "бамовца", Александра Бондаря, в его бригаде был девиз: "Сделай сам больше, чтобы товарищу досталось меньше!".
Почти все десять лет команда Бондаря шла первой на своем направлении, сообщает "Первый канал". Скучать в глухой тайге не приходилось: "Раздетые до пояса в регби играли на снегу! Холодно? В походы идем по зимовью".
У строителей было желание все освоить, победить, но были и встречи с колоссальными трудностями. И не все, кто сталкивался с тяжелой "бамовской" реальностью, готовы были превратить дорогу в смысл и дело своей жизни, рассказал Первому каналу Герой Социалистического Труда Иван Варшавский. Как-то в бригаду к нему записался человек по фамилии Лебедь. Работать на трассу он вышел только один раз. Попросил разрешения пойти взять сигарет. "Вот этот Лебедь как ушел за сигаретами, так я его 33 года не вижу. Лебедь улетел. Были и такие", - вспоминает Варшавский.
И все-таки на БАМе подобное случалось редко. Гораздо чаще люди проявляли чудеса трудового героизма, а нередко платили за дорогу жизнями.
Отголоски того времени остались в журналистских очерках, фоторепортажах, документально-художественных произведениях, ставших летописью стройки.
Комсомольцам посвящали песни прославленные советские музыканты. Александра Пахмутова в 1975 году написала "До отправленья поезда". "Кажется, будто вся жизнь впереди", - пелось в песни. С такими полными оптимизма словами и вошли в историю “строители светлого будущего”.
Память о комсомольском братстве, о строителях БАМа живет до сих пор. В Якутии, в поселках транспортных строителей, продолжают петь "бамовские" песни. Здесь же проходят встречи строителей легендарной магистрали. Для них этот год - трижды юбилейный: 35 лет назад началось строительство БАМа, 25 лет назад открыли сквозное движение, а 20 лет назад сдали в постоянную эксплуатацию.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников