Рейтинг@Mail.ru
Борис Симонов: патент - топливо экономики, основанной на знании - РИА Новости, 24.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борис Симонов: патент - топливо экономики, основанной на знании

© Фото предоставлено РоспатентомРуководитель Роспатента Борис Симонов
Руководитель Роспатента Борис Симонов
Читать ria.ru в
26 апреля отмечается Международный день интеллектуальной собственности. О том, что сейчас происходит в области интеллектуальной собственности в России, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал руководитель Роспатента Борис Симонов.

26 апреля отмечается Международный день интеллектуальной собственности. Этот праздник был учрежден Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в 2000 году.О том, что сейчас происходит в области интеллектуальной собственности в России, о задачах, стоящих перед Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), о результатах деятельности ведомства и о других вопросах, связанных с темой интеллектуальной собственности, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал руководитель Роспатента Борис Симонов.

Беседовал специальный корреспондент РИА Новости Алексей Песляк.

- Борис Петрович, расскажите, пожалуйста, какова сейчас ситуация с развитием интеллектуальной собственности и инноваций в России? Каково на сегодняшний день состояние и перспективы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в нашей стране?

- Я считаю, что задача повышения конкурентоспособности российской экономики путем перехода к инновационному типу развития на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала носит приоритетный и безальтернативный характер.

Устойчивый рост отечественной экономики на современном этапе возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

При этом важнейшим элементом инновационной политики, необходимой для распространения рыночных отношений в научно-технической сфере, является правовая охрана результатов научно-технической деятельности, так как это обеспечивает эффективную защиту производителя продукции и результатов интеллектуальной деятельности от недобросовестной конкуренции, дает возможность осуществлять коммерческие отношения по передаче прав с получением соответствующей материальной выгоды и позволяет фирмам завоевывать устойчивое положение на рынке сбыта продукции.

Проблема охраны результатов научно-технической деятельности в сфере изобретательства в настоящее время рассматривается в двух аспектах: невысокого уровня показателей изобретательской активности в среднем по стране и низкого уровня практического использования результатов интеллектуальной деятельности.

Сегодня финансирование науки и инноваций осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ посредством федеральных целевых программ, которые являются государственными социально-экономическими программами, ориентированными на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Достижения науки и технологий должны определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе и степень обеспечения национальной безопасности.

Наблюдается и положительная тенденция развития изобретательства. За три последних года объем количества заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы вырос практически на 5,5 тысяч единиц и, соответственно, выросла выдача охранных документов на все объекты интеллектуальной собственности.

Показатели по изобретениям и полезным моделям являются индикаторами научно-технического потенциала, поскольку они способны, будучи примененные на практике, стать основой новых продуктов и технологий.

- Какие функции осуществляет Роспатент в области охраны объектов интеллектуальной собственности?

- В соответствии со своими полномочиями, Роспатент осуществляет контроль в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета. В частности, в 2008 году было проверено 34 организации, являющиеся исполнителями государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) гражданского назначения. Ведомством было проанализировано 365 государственных контрактов, общая стоимость которых составляет 4,7 миллиарда рублей, что составляет примерно 2% от годового финансирования науки за счет средств федерального бюджета.

Проведенные проверки показали, что почти каждый второй из проверенных контрактов (40%) не предполагал получение охраноспособных результатов, а значит, и не предполагал использования этих результатов. А раз такие результаты не были достигнуты, то, естественно, им не была представлена правовая охрана. В итоге из 365 проверенных Роспатентом в 2008 году госконтрактов правовая охрана была предоставлена 257 результатам, полученным по 118 контрактам.

Можно сделать вывод, что три четверти проверенных государственных контрактов носят частный характер, а ожидаемые результаты имеют локальное значение.

- Какие положительные тенденции работы Роспатента Вы могли бы обозначить и как эти тенденции влияют на общую положительную динамику в сфере интеллектуальной собственности в РФ в целом?

- Осуществление Роспатентом контроля, безусловно, оказывает положительное влияние на патентную и коммерческую активность не только проверенных организаций, но и организаций, входящих в число контролируемых.  За последние три года их патентная активность выросла более чем в два раза. Их доля в общем числе выданных патентов увеличилась с 14% в 2005 году до 29% в 2008 году.

Вместе с тем, на фоне значительного роста затрат федерального бюджета на исследования и разработки, основной системной проблемой остается несоответствие потребностей реального сектора промышленности в технологических инновациях и возможностей отечественного научного потенциала. Кроме того, использование прав на созданные результатов интеллектуальной деятельности в гражданском обороте остается незначительным.

Хочу также отметить, что с 2006 по 2008 годы наблюдается незначительный рост количества охранных документов, в отношении которых регистрируются лицензионные договоры и договоров об отчуждении исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Так, в 2008 году в Роспатенте было зарегистрировано 2,744 тысячи договора в отношении 4,663 тысячи патентов. Если эту цифру соотнести с количеством действующих патентов (206,61 тысячи по состоянию на 31 декабря 2008 года), то окажется, что в 2008 году в экономический оборот было вовлечено всего 2,3% действующих патентов.

Доля государственных предприятий, НИИ, КБ и ВУЗов в этих договорах составляет всего 7,6% в качестве передающей стороны. Доля физических лиц в качестве передающей стороны в 4,5 раза больше (33,9%). Это лишний раз показывает отсутствие у бюджетных учреждений должной мотивации для коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.

- В чем, на Ваш взгляд, причины возникновения такой ситуации?

- Анализ проведенных проверок позволил определить ряд причин необеспечения правовой охраной полученных результатов и столь низкой их коммерциализации. Одна из них состоит в том, что исполнители государственных контрактов - бюджетные учреждения - наряду с возможностью закреплять исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности за собой, ограничены в правах на получение доходов от распоряжения этими правами и, следовательно, не заинтересованы в обеспечении правовой охраны полученных результатов научно-технической деятельности и их последующей коммерциализации.

Почему? Некоторые распорядители средств федерального бюджета не имеют в генеральном разрешении права на распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности, а если и имеют, то только право распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, находящейся в собственности Российской Федерации. Норматив отчислений в федеральный бюджет по этому виду доходов установлен в размере 100%. То есть бюджетные учреждения, находящиеся в ведомственном подчинении данных федеральных органов исполнительной власти, никаких средств от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности не получат.

Госучреждения также не имеют права создавать малые инновационные предприятия и вкладывать в уставной капитал свою интеллектуальную собственность.

Если учесть, что при анализе результативности ФЦП используются такие индикаторы как "Количество научных публикаций, подготовленных по результатам исследований", "Количество проведенных в год мероприятий по международной информационно-выставочной деятельности", то исполнитель работ по государственному контракту заинтересован, с молчаливого согласия заказчика, в скорейшем опубликовании полученных результатов без должной правовой охраны.

При выполнении госконтракта автор проводит научную работу, которая ему интересна, а получение значимых результатов и их опубликование повышает его научный престиж, и все это проходит на фоне дополнительного финансирования за счет госконтракта. Обеспечение же правовой охраны сопряжено с финансовыми затратами и необходимостью задействовать дополнительный персонал. Получение прибыли от реализации прав в дальнейшем представляется весьма туманной перспективой. Вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности остаются неурегулированными.

Создание результатов научно-технической деятельности, которые впоследствии не будут внедрены в производство для получения прибыли и улучшения качества производимой продукции, является нецелесообразным и убыточным. Главным показателем результативности НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, должна быть высокая наукоемкая набавленная стоимость в конечном массовом продукте.

- Какова динамика подачи заявок в Роспатент на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки в 2008 году по сравнению с 2007 годом?

- В целом динамика поступления заявок положительная. В 2008 году общее количество заявок на выдачу патентов на изобретения, поступивших в Роспатент, увеличилось на 6,11% по сравнению с 2007 годом и составило 41,849 тысячи заявок, в том числе заявителями из РФ было подано 27,712 тысячи заявок (на 0,75% меньше, чем в 2007 году), иностранными заявителями - 14,137 тысячи заявок (на 18,46% больше, чем в 2007 году).

На полезные модели в прошлом году было подано 10,995 тысячи заявок, что на 9,13% больше, чем в 2007 году, в том числе от российских заявителей - 10,483 тысячи (на 9.33% больше 2007 года), от иностранных заявителей - 512 заявок (на 5,13% больше 2007 года). Что касается промышленных образцов, то в 2008 году в Роспатент поступило 4,711 тысячи заявок, что на 2,3% больше, чем в 2007 году, из них российские заявители подали 2,356 тысячи заявок (на 14% меньше 2007 года), иностранные - 2,355 тысячи (на 13,17% больше, чем в 2007 году).

На товарные знаки и знаки обслуживания в прошлом году было подано 57,112 тысячи заявок, что на 0,2% меньше, чем в 2007 году, в том числе от российских заявителей поступило 31,502 тысячи заявок (на 6,46% больше 2007 года), от иностранных - 27,088 тысячи (на 5,15% больше, чем в 2007 году).

- Как Вы думаете, стала ли уже Россия страной с экономикой, основанной на знаниях?

- Нет, пока еще нет. Но все предпосылки у нас есть. Надо только этого очень захотеть и много трудиться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала