Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Крупнейший российский производитель грузовиков «КАМАЗ» 23 апреля в очередной раз с начала 2009 года приостанавливает работу из-за упавшего спроса на свою продукцию. Первоначальные прогнозы, что в I квартале этого года произойдет обвальное падение отечественного автопрома, подтвердились. Теперь уже можно прогнозировать и глубокое падение российского авторынка по итогам всего года. Вслед за «КАМАЗом» на длительные каникулы в мае планируют уйти некоторые иностранные автопроизводители, работающие в России.
«КАМАЗ» опять встал
Как сообщает пресс-служба "КАМАЗа", производитель грузовиков выполнил план апреля и, как планировалось, приостанавливает работу конвейера. За этой формулировкой скрывается очевидный факт, что спрос на продукцию «КАМАЗа» из-за кризиса резко упал. Поэтому автозавод с начала года уже в четвертый раз останавливает производство. Во время простоя рабочим будет выплачиваться зарплата из расчета две трети тарифа.
На "КАМАЗе" признают, что с начала 2009-го он работает только под конкретные заказы, чтобы не накапливать нереализованную продукцию на складах. Треть из этих заказов составляют государственные – от компании "Росагролизинг", обеспечивающей грузовиками сельское хозяйство, от Министерства по чрезвычайным ситуациям и от Министерства обороны, которые закупают у «КАМАЗа» вездеходы.
В результате, по данным Росстата, в I квартале 2009 года «КАМАЗ» сократил выпуск автомобилей на 61% по сравнению с январем-мартом 2008-го – с 13,2 тысячи грузовых автомобилей до 5,15 тысячи. В апреле камский автозавод планирует выпустить 2,5 тысячи грузовиков и машинокомплектов, что на 300 единиц больше, чем в марте.
Руководство компании уверяет, что простои – временное явление и возлагает надежды на то, что с наступлением лета оживятся дорожное и городское капитальное строительство, а также транспорт, что вызовет потребность в новых грузовых автомобилях.
В I квартале весь российский автопром упал на 65%
Как свидетельствует отчет аналитической компании «АСМ-холдинг», обнародованный на этой неделе, производство автомобилей всех видов в России в январе-марте 2009 года упало до 144 тысяч машин по сравнению с 414 тысячами автомобилей, произведенными в I квартале 2008 года, т.е. на 65%, или, проще говоря, почти в 3 раза.
Значительное падение производства автомобилей в России в I квартале этого года во многом является «заслугой» производителей грузовых машин, входящих в так называемую группу коммерческих автомобилей. Их выпуск упал почти в четыре раза. Это неудивительно, так как грузовые автомобили закупают предприятия, а промышленность сильно просела в I квартале.
Так, грузовых автомобилей в I квартале 2009-го было выпущено всего 16 тысяч по сравнению с 66 тысячами в январе-марте 20008 года. Поэтому трудности, переживаемые «КАМАЗом», носят общий объективный характер.
Производство легковых машин в России за отчетный период в относительных цифрах упало несколько меньше - с 331 тысячи в 2008 году до 123 тысяч в 2009-м, т.е. в 2,7 раза. При этом выпуск традиционных российских марок упал со 197 тысяч до 57 тысяч, или в 3,5 раза.
На этом фоне, кажется, что производители иномарок в России несут меньшие потери. Их производство снизилось примерно в 2 раза: со 127 тысяч в 2008 году – до 66 тысяч в 2009 году. Но подобное снижение производства иномарок произошло после того, как в 2008 году в России был введен в строй целый ряд новых заводов зарубежных автопроизводителей. Таким образом, коэффициент загрузки мощностей на автозаводах, производящих иномарки в России, сейчас также находится на крайне низком уровне.
Оживет ли отечественный автопром в этом году?
В начале года представители отечественного автопрома высказывали надежду, что со II квартала 2009 года темпы падения автопроизводства в России замедлятся. (То, что в I квартале будет провал, было ясно уже в январе, когда многие крупнейшие российские автопроизводители ушли на длительные каникулы.)
Ожидания, что ситуация в российском автопроме улучшится, связаны как с эффектом так называемого отложенного спроса, так и с реализацией мер правительства по поддержке отечественного автопрома, сформулированных еще в конце 2008 года.
К числу основных из них относятся:
- повышение ввозных пошлин на импортные автомобили (не только старые, но и новые) с января 2009 года;
- государственный заказ на отечественные автомобили, в том числе, с использованием лизинговых схем;
- субсидирование государством льготных кредитов населению на дешевые автомобили отечественной сборки.
На данный момент приходится признать, что оживление отечественного автопрома после провального I квартала находится под большим вопросом по следующим причинам.
Цены на импортные иномарки в результате повышения пошлин и снижения курса рубля к ведущим мировым валютам, по данным агентства «Автостат», выросли с января по апрель включительно почти на 25%. Но это все равно не привело к росту спроса на автомобили, произведенные в России.
За счет госзаказа можно лишь частично загрузить мощности нескольких избранных отечественных автопроизводителей. Это наглядно показывает пример «КАМАЗа».
С этого месяца начал действовать механизм предоставления государством льготных кредитов покупателям автомобилей российской сборки стоимостью до 350 тысяч рублей. Как ожидается, правительство готово потратить на это 6 млрд рублей.
Не очень понятно, правда, почему выбран именно сегмент самых дешевых автомобилей, предназначенных, в первую очередь, для покупателей из группы «ниже среднего класса». До кризиса в автокредитном портфеле банков доля кредитов, выданных на покупку таких авто, составляла лишь 10-15%. В условиях кризиса эта группа населения, скорее всего, вообще откажется от приобретения автомобиля, тем более в кредит. Покупать же автомобили продолжат более состоятельные граждане. Но их интересуют более дорогие автомобили, на которые схема льготного кредитования не распространяется.
Впрочем, если ознакомится с перечнем автомобилей, попавших в правительственную программу льготного кредитования, становится ясно, что она направлена прежде всего на поддержку «АвтоВАЗа». Из 29 марок автомобилей, вошедших в него, 22 – продукция волжского автозавода. Включенные же в перечень иномарки – в базовой комплектации по цене до 350 тысяч рублей – чаще всего просто отсутствуют в продаже у автодилеров.
Государство помогает «АвтоВАЗу», испытывающему трудности с возвратом долгов, и другими, предназначенными только для него мерами поддержки. В конце марта решением правительства волжскому автозаводу был обещан кредит в 8 млрд рублей. Помимо этого, государство обещало увеличить капитал основного акционера «АвтоВАЗа» - госкорпорации "Ростехнологии" – на 25 млрд рублей.
Производители иномарок в России не могут рассчитывать на такую помощь со стороны государства, поэтому выход из кризисного положения им приходится искать самим. Например, сейчас на рынке еще много иномарок российской сборки 2008 года выпуска, на которые дилеры предоставляют хорошие скидки – до 10-20%.
Субсидия, же выплачиваемая государством по льготной программе кредитования, составляет лишь 7% от стоимости автомобиля. Получается, что, воспользовавшись скидками самих производителей, можно купить машину хоть и дороже, но выгодней.
Кроме того, по данным агентства «Автостат», в марте-апреле сразу у нескольких иностранных автопроизводителей, работающих в России, появились новые кредитные программы. Причем условия получения заемных средств по ним близки к «докризисным» предложениям и по привлекательности не уступают правительственной схеме льготного автокредитования.
В то же время завод японской Toyota в Санкт-Петербурге объявил, что с 1 по 11 мая в очередной раз остановит конвейер в 2009 году. О намерении остановить с 30 апреля по 12 мая свой московский завод «Автофрамос» заявил и французский автопроизводитель Renault.
Компании признают, что остановка предприятий – вынужденная мера, вызванная снижением спроса на новые автомобили.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции