ЕРЕВАН, 23 апр - РИА Новости, Гамлет Матевосян. МИД Армении не стал конкретизировать содержание "дорожной карты", о которой говорится в совместном заявлении армянского, турецкого и швейцарского внешнеполитических ведомств.
"Дорожная карта - дипломатический термин, который означает "программу". Что касается ее наполнения, то официальная позиция МИД Армении отражена в совместном заявлении министерств иностранных дел Армении, Турции и Швейцарии. На данный момент, это все, о чем мы можем сказать", - заявил в четверг РИА Новости пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян.
Министерства иностранных дел Армении и Турции, а также департамент иностранных дел Швейцарской Конфедерации в ночь на 23 апреля заявили об установлении "дорожной карты" в переговорном процессе по нормализации армяно-турецких отношений.
Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между двумя странами закрыта с 1993 года. Турция выдвигает ряд предпосылок для налаживания двусторонних связей, в частности, отказ Армении от политики международного признания геноцида армян и урегулирование карабахского конфликта. В Ереване, со своей стороны, заявляют о готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий. Представители Турции и Армении в течение двух лет проводят в Швейцарии закрытые переговоры, направленные на нормализацию двусторонних отношений.
"Армения и Турция, при посредничестве Швейцарии, провели интенсивную работу с целью нормализации двусторонних отношений и развития их в духе добрососедства и взаимного уважения, тем самым укрепляя мир, стабильность и безопасность во всем регионе", - говорится в совместном заявлении, поступившем в РИА Новости из пресс-службы МИД Армении.
В документе отмечается, что в этом процессе обе стороны достигли ощутимого прогресса и взаимопонимания. "Переговаривающиеся стороны достигли согласия в том, чтобы наладить отношения удовлетворяющим обе стороны образом и, в этом контексте, установить "дорожную карту", - говорится в заявлении.
Авторы документа отмечают, что согласованные сторонами принципы создают положительную перспективу для продолжения переговорного процесса.
В последнее время армяно-турецкие контакты на официальном уровне активизировались. 6 сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль впервые посетил Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. Там же состоялась встреча глав двух соседних государств, что в Турции назвали "историческим событием". Этот визит получил название "футбольной дипломатии" и широко освещался в мировой прессе.
В октябре нынешнего года Стамбул с ответным визитом посетит президент Армении. В Ереване и Анкаре считают, что этот визит будет способствовать нормализации отношений между двумя странами.
Глава МИД Турции Али Бабаджан на прошлой неделе посетил Ереван для участия во встрече глав МИД ОЧЭС, где обсуждал перспективы нормализации турецко-армянских отношений. Он заявил о стремлении Анкары к полной нормализации отношений с Ереваном, но указал, что этот процесс должен проходить параллельно переговорам между Азербайджаном и Арменией по урегулированию карабахского конфликта.
Начало конфликту в Карабахе было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана.
Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами.
С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.