ТАЛЛИН, 21 апр - РИА Новости, Николай Адашкевич. Антифашистский комитет Эстонии обеспокоен ростом неонацистских настроений в стране и поддерживает российскую инициативу по принятию закона о противодействии реабилитации нацистских преступников, говорится в распространенном во вторник заявлении комитета.
Антифашисты поддерживают идею проекта подготовленного в России закона "О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников" и отмечают важность юридического закрепления норм международного воздействия, "которые приемлемы для взаимоотношений с бывшими своими сателлитами, где неонацистские настроения становятся духовной основой пересмотра истории, агрессивной русофобии и принятия законов, игнорирующих суть Нюрнбергского процесса".
"Анитфашистский комитет глубоко обеспокоен непрекращающимся ростом и распространением неонацистских настроений в Эстонской Республике. К сожалению, подобные тенденции подтверждаются многочисленными фактами, которые собраны активистами комитета", говорится в переданном РИА Новости заявлении.
Так, в июле 2002 года в городе Пярну в торжественной обстановке был установлен барельеф с изображением солдата в нацистской униформе с эмблемой 20-ой дивизии СС "Эстонский Легион" и немецким автоматом в руках.
В августе 2004 года был открыт памятник фашистским легионерам в присутствии эстонских официальных лиц и освящен протестантским священником. На открытии собрались приветствующие памятник неонацисты в майках с портретами фашистских солдат и с призывами уничтожения евреев. Эта информация была передана тогдашнему послу США в Эстонии Алдоне Вос. После беседы с американским послом премьер-министр Юхан Партс распорядился демонтировать монумент.
В 2004 году исполнительный секретарь Центристской партии, а ныне мэр города Пярну Март Вийзитамм, отмечая свой день рождения в форме офицера вермахта, встречал гостей фашистским приветствием на фоне декораций времен гитлеровской Германии.
В местечке Синимяэ летом 2006 года состоялся сбор ветеранов СС, входящих в так называемый "Союз борцов за освобождение Эстонии", где в присутствии представителей эстонского парламента и муниципальных властей были установлены памятники в честь голландского и бельгийского Легионов СС. Представители посольств Голландии и Бельгии выразили протест, заявив, что ветераны СС в их странах считаются предателями и коллаборационистами.
В апреле 2007 года памятник "Бронзовый солдат" в центре Таллина был демонтирован, останки воинов-антифашистов из могил выкопаны и перенесены на кладбище в удаленное место, что привело к массовым беспорядкам и гибели российского гражданина Дмитрия Ганина. Виновные в этом до сих пор не найдены.
В июле 2007 года нынешний министр юстиции, член партии Реформ Рейн Ланг отметил свой пятидесятилетний юбилей в пивнушке, которая была оформлена нацистской символикой и большим флагом со свастикой.
В Эстонии в 2008 году массовыми тиражами выпущен типографией Grenader календарь на 2009 год с плакатами времен Второй мировой войны, которые призывают добровольцев вступать в войска СС.
19 октября 2008 года в лютеранской церкви Святого Юри в Тори на общественной церемонии вручения специальной медали "от благодарного эстонского народа" Харальду Нугисексу, последнему из живущих эстонцев - героев 20-ой дивизии СС "Эстонский Легион", награжденных фашистским "Рыцарским Крестом", присутствовало около 300 человек. В ходе церемонии использовалась символика СС.
21 декабря 2008 года во время объявленного в Эстонии Рождественского Мира в очередной раз в городе Выру был осквернен памятник жертвам фашизма.
Подобные действия происходят на фоне непрекращающихся русофобских публикаций в эстонской прессе. Последним вопиющим примером является статья в журнале "KOOK", где журналист Мартин Хансон использовал выражение "хороший русский - это мертвый русский".
Правоохранительные органы не усматривают в подобных высказываниях нарушений законов Эстонии, так же как без последствий остаются обращения представителей русскоязычного меньшинства Эстонии в Европейские инстанции, такие как ПАСЕ и Европарламент. Все ответы на такие обращения сводятся к тому, что данная ситуация является внутренним делом Эстонии.