МОСКВА, 20 апр - РИА Новости. В Кировской области, столице которой - Кирову, возможно, вернут его историческое название Вятка, есть и другие города, которые в советское время подверглись переименованию. Сразу после революции, в 1918 году, на карте появился город Советск, до этого более 300 лет проживающий как слобода Кукарка. К городу, похоже, прижилось имя Советск: по утверждению его властей, тема возврата прежнего названия даже не рассматривается. Между тем, некоторые традиции, сложившиеся еще до советской эпохи, дошли до настоящих дней - до сих пор его называют городом ремесел. Хотя народные промыслы здесь, скорее, выживают теперь благодаря отдельным умельцам.
Следы "Красной" эпохи
"Этот вопрос никогда не возникал - чтобы обратно назвать наш город слободой Кукарка. И нет такого настроения, и не думаем этот вопрос будировать. Не приведи Господь", - говорит глава города Владимир Бердинских.
Он уверен, что населению Советска, половина из которого пенсионеры, вряд ли понравится эта идея.
И свое название город, по сути, оправдывает.
К примеру, там вполне успешно существует система райпо - она охватывает половину магазинов в городе. О красной идеологии напоминает и краеведческий музей, расположенный в бывшей церкви - распространенная практика в советские времена. Переносить его пока городская администрация не собирается, так как подходящего здания, куда можно было бы переместить довольно большой музейный фонд, попросту в городе нет.
В советскую эпоху появилась "Советская перчаточная фабрика", начавшая работу во время войны после эвакуации производства из подмосковного Дмитрова. Сейчас она подстраивается под сегодняшний день, не так давно ее руководство закупило современное корейское оборудование, чтобы вязать элитные мужские носки. Придумывают и новые модели варежек и перчаток - с модными сейчас бисером и стразами.
Советск не стал исключением от большинства российских городов - в 30-е годы прошлого века там было разрушено семь церквей, после удалось открыть лишь две. Местные жители говорят, что те храмы были не хуже, чем в городах Золотого Кольца.
Вятская Швейцария ждет инвесторов
Власти, надеясь, что в город придет инвестор, ставку на развитии промыслов не делают. А больше надеются, что предпринимателей, скорее, привлечет живописная природа.
"У нас скорее нужно привлечь инвесторов природой. Потому что здесь она - одна из красивейших в Кировской области, - отмечает зампредседателя городской думы Михаил Зубков. - Туризм развивать, а параллельно будет и инфраструктура, и торговля. Здесь есть скалы, даже проводились чемпионаты России по скалолазанию. Есть очень красивое место на берегу Вятки - называют "вятская Швейцария". С высоты - луг, поворот реки. Так посмотришь - Угрюм-река, так посмотришь - Швейцария".
Проблемы у города как и у многих - разбитые дороги, ветхий жилой фонд, изношенная коммуналка.
"На протяжении 15-20 лет скопилось очень много проблемных вопросов: жилого фонда, дорог, социальной инфраструктуры, теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, - отмечает Бердинских. - Во времена недавние, советские, успешно работали предприятия, их было достаточно много. И каждое предприятие стремилось развиваться и строить свой жилой фонд. Сейчас этих предприятий не стало. Инвесторов нужно привлекать в наш город - это очевидно".
Былая слава города ремесел
В слободе Кукарка на протяжении веков занимались резьбой по камню - добываемому в этих местах известняку, лозоплетением, а еще кружевным промыслом. Кукарские кружева, плести которые местных женщин якобы научила голландка - жена корабельного плотника, поселившегося в слободе, - ничем не уступают более известным вологодским и елецким.
Сейчас о былом мастерстве камнерезов можно судить лишь по величественным надгробным плитам на старом кладбище - шахта, на которой добывалась эта разновидность известняка, закрылась еще до революции. Кружевоплетение, напротив, расцвело в советское время: в городе работал филиал кировской фабрики имени 8 марта, где трудились более 100 мастериц. В Советске продолжают обучать девушек этому художественному промыслу, но все признают, что работать им теперь негде, фабрика закрылась десять лет назад. Скромную популярность местных кружев власти объясняют тем, что у вологодских, к примеру, бренд на порядок выше, а продвижением кукарских никто не занимался.
Катать валенки - работа грязная, но нужная
Некогда в Советске было много и пимокатов, но сейчас это ремесло на дому почти не сохранилось. Зато работает валяное производство ОАО "Валенки" - в здании, которое было построено специально под фабрику еще в середине 19 века.
Один из старейших пимокатов Советска Николай Кузьминых, занимающийся этим промыслом уже более полувека, утверждает, что именно его валенки не садятся. А все потому, что катает их вручную. Трудоемкость и стало причиной, по его мнению, того, что это ремесло себя изживает. И денег не заработаешь.
"Это работа трудная и грязная. Тут и красить надо, и сушить в печи - в русской печи", - уточняет Николай Константинович, указывая на печку в комнате.
По его рассказам, в его промысле ни во времена Кукарки, ни во времена Советска, ничего не меняется: "Как деды делали. Как было раньше в деревенских избах - тут и закатывали, тут и стирали. И лучшие валенки делали именно в Советском районе, еще до революции".
Тем не менее, пимокат уверенно говорит, что его специальность до сих пор самая нужная.
"Валенки - они даже победить помогли в войне. Недаром русская певица Лидия Русланова пела перед фронтовиками песню "Валенки". Она словно благодарила тех, кто их делал, посылал их на фронт", - рассказывает Николай Константинович.
Вместо перекура - игра на гармони
Он начал катать валенки, когда пришел со службы в армии, а решил еще раньше - во время войны, столкнувшись с сильными тогда морозами: "В девять лет я научился плести лапти, уже тогда решил, что когда вырасту, буду катать валенки, потому что зимы в то время были минус 30-40 градусов, морозные. Школы отапливались плохо, а дети ходили в лаптях".
Разговор Николай Константинович несколько раз прерывал, чтобы сыграть на гармони.
"Я не курю, - объясняет он. - Когда работаю, вместо перекура сяду и играю. Так настроение лучше. Мальчишкой был, сильно хотел гармонь - спал, во сне ее видел. В конце войны я мать послал в Киров, она увезла пуд муки, продала его за 900 рублей, а гармонь, кустарную, купила за 800. Мастеров в Кирове тогда много было".
С гармошкой он и на выставки ездит, которые не пропускает, чтобы продемонстрировать свое мастерство. В 1989 году, по его словам, он выиграл в первом конкурсе пимокатов России, а после этого завоевывал еще не одно призовое место. Кстати, на Вятке он единственный пимокат, которому присвоено звание "народный мастер".
"А что это дает? Тысячу рублей дали и все. Ну почему в России нет ни одного заслуженного пимоката. Надо пимокатов-мастеров ценить. Вот есть заслуженный работник культуры, заслуженный агроном. Там даже надбавка есть к пенсии", - сетует умелец.
Николай Константинович, несмотря на свои 76 лет, активно занимается общественной работой, пытаясь добиться льгот для детей, чьи отцы погибли на фронте во время Великой Отечественной войны.
Родина притягивает
Валяным ремеслом в семье Кузьминых в будущем заниматься никто не будет, хотя сейчас украшать валенки Николаю Константиновичу помогает сноха - она их вышивает.
"Кто бы пришел, я бы всех научил. Ко мне приходили несколько человек, я учил. Но чтобы стать настоящим пимокатом, надо не одну сотню перекатать. Это приходит с годами", - говорит он.
По его словам на этой земле в Вятской губернии умельцы были испокон веков: "Это испокон веков. Раньше в Смоленцево (деревня в Советском районе) делали хром - кустари, никаких станков. А хром какой делали, лучше чем сейчас. И тужурки шили, и хромовые сапоги. А по качеству какие они были! А сейчас что? Молодежь месяца два поносит и все. Вот какие мастера здесь были. Город мастеров".
О Советске рассказывает с удовольствием.
"Нет, никуда не поеду. Мне нравится в Советске. Все нравится: и сама местность, нигде такой местности нет. Равнина, леса, город на трех реках стоит. На каком хорошем месте находится. А куда ехать? Где еще лучше-то. Я вот в этом году стену отремонтирую, и мне ничего больше не надо", - указывает на фасад дома.
О том, что Советск притягивает, рассказал на своем примере и глава города Бердинских, проработавший до избрания мэром несколько лет на Севере. Многие советчане, средняя зарплата которых составляет порядка 6 тысяч рублей, отправляются на Ямал и в Коми - на заработки.
"Я два года на Севере работал, ездил туда на месяц. Туда уедешь, оттуда вроде не хочется уезжать, вроде бы работал там и все. А как сюда приедешь, так еще сложнее уезжать. Родина всегда притягивает", - делится он.