Рейтинг@Mail.ru
Насколько высоки бюджетные риски? - РИА Новости, 20.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насколько высоки бюджетные риски?

Читать ria.ru в
Накануне утверждения бюджета-2009 в Совете Федерации заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко предупредила о рисках, с которыми придется столкнуться властям при реализации главного финансового документа страны.

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.

Накануне утверждения бюджета-2009 в Совете Федерации заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко предупредила о рисках, с которыми придется столкнуться властям при реализации главного финансового документа страны.

Надо сказать, что правительство и Минфин выделили три основных направления расходов: социальная сфера, модернизация экономики и банковская система. Судя по всему, новых приоритетов в ближайшее время не появится. Впрочем, эксперты настойчиво рекомендуют не сокращать инвестиции в инфраструктуру, прежде всего – транспортную, поскольку рост экономики  связан, прежде всего, с ее состоянием.

По словам Татьяны Нестеренко,  вряд ли стоит ожидать увеличения расходов по каким-либо статьям бюджета нынешнего года. А ее шеф министр финансов Алексей Кудрин и вовсе пообещал урезать расходы почти на триллион рублей. Такая жесткая позиция объясняется главным «риском года»  - сокращением поступлений в доходную часть бюджета (Нестеренко обозначило это термином «недопоступление доходов»).

Квартальный отчет налоговой и таможенной служб подтверждают правоту предположения. В связи с мировым кризисом падают не только цена, но и спрос на самые ликвидные российские товары – нефть и газ, а потому резко сокращаются экспортные отчисления в казну, те самые нефтедоллары, которые и формировали наш Стабфонд. А в связи с падением производства сокращаются и налоговые поступления – по НДС, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на прибыль, подоходному налогу и т.д. При этом поле для увеличения налогов тоже крайне узкое: нехватка средств у производителей заставляет промышленников говорить даже о сокращении налогового бремени.

Не пополняется казна и за счет традиционных займов внутри страны - облигации Минфина плохо расходятся, поскольку банки и предприятия практически не располагают свободными деньгами. Рассматривается вариант возвращения на мировые финансовые рынки, где пока существуют невысокие кредитные ставки, но к таким займам намерены прибегнуть только со следующего года.

Так что  остается один источник погашения бюджетного дефицита  - Стабфонд, разделенный на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. А поскольку последний на наших глазах превращается в основной источник пополнения Пенсионного фонда, то для бюджета единственной надеждой является исключительно Резервный фонд.

Квартальный отчет показал, что Резервный фонд уже одним своим существованием способен смягчить дефицит бюджета. Действительно, национальные фонды принесли примерно пятую часть доходов (271 млрд. руб.) - в январе был зачислен доход от их размещений за прошлый год. В результате в первом квартале расходная часть бюджета превысила доходную всего на 0,6% ВВП. Но если не учитывать доходы от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то в сопоставимых с прошлым годом величинах доходы уменьшились бы на 473 млрд. рублей, или на 24,5%. Продолжали фонды «трудиться» и в нынешнем году - за первый квартал 2009 года от их размещения получен уже миллиард долларов (34,5 млрд. рублей).

Сегодня критики Стабфонда словно забыли о своих выступлениях, хотя время от времени опять звучит требование потратить все «здесь и сейчас», ибо потом или опять начнем зарабатывать или сможем занять за границей. Однако большинство финансовых экспертов эту точку зрения не разделяет. Во-первых, первый квартал – далеко не показательный, с каждым месяцем расходы (госорганов, предприятий) нарастают. Так что заявленный Минфином годовой дефицит бюджета (7,4%) вполне реален. И средства Резервного фонда еще очень понадобятся. Тем более что, по прогнозам Минфина, и в следующем году нам еще придется столкнуться и с падением производства, и с падением уровня доходов.

Во-вторых, власти спланировали антикризисные меры не для выживания экономики любой ценой, а ради ее радикального преобразования. Надо определить, чем будет торговать Россия после кризиса. Если мы сейчас не слезем с нефтяной иглы, не запустим современные производства с конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, то наше процветание опять попадет в прямую зависимость от цен на нефть и газ. Вложения же в модернизацию оправдываются не сразу, так что ожидать скорого возврата средств не приходится. А потому слова Алексея Кудрина о том, что «в ближайшие 10-20-50 лет мы не будем иметь таких благоприятных условий, которые были в период с 2000 по 2004 год», должны быть приняты во внимание.

Наконец, в-третьих, массированное расходование средств Резервного фонда (только в нынешнем году более трех триллионов рублей), если и оживит экономику, то неминуемо обернется резким ростом инфляции, что, в конечном итоге, «обнулит» все достижения.

Сегодня в России, как и во многих других странах мира, переживающих экономический кризис, наступило время, когда государство становится и основным кредитором, и основным заказчиком для производства, поскольку безденежье вызвало падение спроса практически на все. «Здоровый» бюджет может и оживить экономику, и обеспечить спрос, и сдержать рост цен. Поэтому расходование государственных вливаний должно быть особенно эффективным, настаивают в Минфине.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала