Андрей Хриенко, сопредседатель научно-методического совета МИСИ «Vector», для РИА Новости.
С избранием в 2007 году президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова начался новый период в развитии этой республики. В масс-медиа довольно широко освещается современное внутриполитическое состояние страны. Менее известны практика и условия развития государства в геополитическом аспекте.
Отметим следующее. После вступления в должность президент Бердымухамедов прежде всего нанес знаковый визит в Саудовскую Аравию. Тем самым был поставлен четкий акцент, определивший доминантность духовного фактора в развитии государства, а именно – в идентификации с исламским миром и исламской культурой.
В то же время как сенсация были восприняты следующие шаги президента, направленные на расширение сфер образования. Была восстановлена туркменская Академия наук, начался процесс качественного преобразования высшей и средней школы, у граждан появился доступ к сети Интернет и др. Таким образом был определен вектор модернизации государства, основанный на принципах традиционной исламской морали с учетом широкого использования современных достижений. Эксперты считают, что Туркмения может стать «вторым Кувейтом», но более цивилизованным.
После визита в Саудовскую Аравию, в апреле 2007 г., Гурбангулы Бердымухамедов посетил Россию. Это также был акцент в определении геополитической стратегии. Москва была, есть и, вероятно, всегда будет дружественной Ашхабаду, равно как и наоборот. Этот фактор в существенной степени определяет не только межгосударственные, но и взаимоотношения между людьми двух стран. Россия в настоящее время определяет светские, общекультурные традиции, исторически сложившиеся в Туркмении за последние столетия.
Сегодня Туркмения - один из мировых центров добычи и реализации энергоресурсов. Исторически сложилось так, что страна глубоко интегрирована в систему экономических отношений со странами бывшего Советского Союза, включая Россию и непосредственно среднеазиатские государства. Вероятно, следуя древней восточной мудрости, в которой говорится: «Не закапывай старый колодец, не выкопав новый», данное направление экономического развития для современного Ашхабада по-прежнему является приоритетным.
Так, Туркмения – крупнейший поставщик среднеазиатского газа «Газпрому». В 2008 году «Туркменгаз» экспортировал более 47 млрд кубометров природного газа (из добытых 70,5 кубометров). В целом внешнеторговый оборот России и Туркмении составляет около 7 млрд долларов США. В Российскую Федерацию помимо газа экспортируется текстиль, химическая и сельскохозяйственная продукция. В свою очередь, из России в Туркмению идут поставки технологического оборудования, металлопродукции, транспортных средств, хозяйственных товаров. Известно об эффективном сотрудничестве в строительстве железной дороги «Россия – Казахстан – Туркмения - Иран», которая предоставит РФ выход к портам Персидского Залива и Индийского океана. Для Ашхабада реализация этого проекта – важнейшее условие транспортного сближения с Россией, с одной стороны, а с другой, – обеспечение выхода к «южным морям».
В то же время мировой экономический кризис и логика становления новых рыночных отношений в Центральной Азии показывают, что монопольное развитие экономики исключительно в российском направлении не может быть единственно целесообразным. Вероятно, этим объясняется существенная диверсификация современной экономической политики Туркмении. В настоящее время интенсивно разрабатываются проекты расширения сотрудничества Ашхабада с Евросоюзом, Китаем, США, Ираном и другими странами и регионами. Такое развитие экономических процессов объяснимо и, безусловно, в существенной степени будет определять и политический статус страны.
Сумеет ли Россия в таких условиях лучше, чем другие страны содействовать экономическому возрождению Туркмении? В противном случае западная экономическая экспансия в значительной степени окажет влияние на развитие страны, что с неизбежностью приведет к «вестернизации» и изменению культурно-цивилизационной парадигмы.
До последнего времени Центральная Азия рассматривалась чаще всего как объект политических процессов. Однако в настоящее время есть все основания полагать, что этот регион может явиться важным субъектом международных отношений и конструирования собственных экономических и социально-политических посылов. Вполне вероятно, такой процесс может возглавить Туркмения.
Реинтеграционные процессы в рамках центральноазиатского разделения труда, на наш взгляд, имеют большую перспективу. Это обусловлено следующим: до настоящего времени сохраняются взаимосвязанные региональные экономические отношения, сложившиеся еще в советское время. Имеется общая заинтересованность, чтобы они работали эффективно, в интересах как всех государств, так и каждой страны в отдельности. Сложившаяся экономическая система основывается на достигнутом уровне развития производительных сил и производственных отношений, что является важнейшей предпосылкой для эффективного менеджмента. Этому способствует и уровень близких по культуре, образованию и образу жизни народов.
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов одним из приоритетов своей деятельности заявляет налаживание дружеских связей между соседними странами. Об этом свидетельствуют его успешные визиты не только в Россию, но и в Узбекистан, Турцию, другие государства. Вполне вероятно, что для Ашхабада политика, направленная на среднеазиатское Возрождение, может стать особо целесообразной не только с точки зрения экономики, но и развития культуры, образования, духовности и других сегментов уникальных цивилизационных принципов образа жизни центральноазиатских стран.
Однако такой вектор развития страны возможен только при условии, когда торговля газом и другими энергоносителями, составляющая основной источник доходов государства (67% бюджета – ред.), будет не самоцелью, а средством финансового обеспечения внутренних реформ, направленных на возрождение страны в непростых исторических условиях начала ХХI века.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции