Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.
«Антипасха» – греческое слово, где приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, название Антипасха означает не противопоставление Пасхе, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Фоминой неделей этот день называется в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В церковной традиции существуют разные понимания поведения апостола: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома выразил уверенность, что из этого путешествия не получится ничего доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы, напротив, видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, но и тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
Согласно Евангелию, крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление. Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему раны и таким образом ответив на его невысказанную просьбу. Христос также прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа – но сказано, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами апостол исповедал веру в Воскресение Христово и в Его Божество.
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
Начиная с Недели о Фоме, в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания.
Восьмой день после Пасхи в народе называется также Красной горкой. Изначально Красная горка – это древний языческий праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны, а Красной горкой назывался или потому, что в этот день было принято встречать на холме (горке) рассвет, или оттого, что народные гулянья проходили на пригорках, раньше других освободившихся от снега – «красных», т.е. красивых, горках. В разных городах и деревнях Руси Красную горку праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть свадьбу, или совершить помолвку.
На Красную горку устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды.
Старинная русская пословица говорит: «Кто на Красной Горке женится, тот вовек не разведется». Этот обычай жив до сих пор: многие молодые люди стараются венчаться именно в этот день.