ЖЕНЕВА, 20 апр - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Международная конференция по противодействию расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости открылась в понедельник в женевском Дворце Наций на фоне политического скандала.
Главным его поводом стал приезд на конференцию, проходящую под эгидой ООН, президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, известного своими резкими антиизраильскими высказываниями. Предполагается, что иранский лидер выступит перед участниками форума в понедельник во второй половине дня, а затем устроит пресс-конференцию.
Приезд Ахмадинежада в Женеву побудил ряд европейских стран отказаться от присутствия на конференции либо снизить уровень своего участия в ней. В частности, буквально накануне открытия форума о нежелании участвовать в нем заявили Германия и Нидерланды, а Франция предупредила, что ее представитель, а также представители других государств Евросоюза покинут зал заседаний, если президент Ирана позволит себе какие-либо выпады в адрес Израиля. США и Австралия также заявили о бойкоте встречи.
Сам Израиль от участия в конференции отказался. Еще во время предыдущего форума, состоявшегося в 2001 году в Дурбане, представители Тель-Авива и Вашингтона покинули заседания из-за того, что некоторые участники предлагали охарактеризовать действия Израиля на оккупированных им палестинских территориях как проявление расистской политики. И хотя в итоговых документах эти предложения не были зафиксированы, Тель-Авив так и не стал участвовать в подготовке женевской конференции, получившей название "Дурбан-2".
Как отметил накануне конференции заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко, в ходе подготовки разногласия в подходах различных стран "были настолько велики, что, откровенно говоря, мало кто верил, что у конференции есть какие-то шансы на успех".
Тем не менее, России, которая возглавила редакционную группу по выработке итогового документа женевской конференции, в результате многомесячных переговоров и консультаций все же удалось выработать компромиссный текст.
По словам Яковенко, в основе документа лежит "тонко выверенный баланс компромиссных формулировок", достигнутый, в частности, за счет того, что из текста была исключена ближневосточная тематика. В то же время замминистра отметил, что "компромисс очень хрупок".