Рейтинг@Mail.ru
Церковные колокола и звоны. Справка - РИА Новости, 16.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Церковные колокола и звоны. Справка

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкТоржественная церемония первого звона Даниловских колоколов, возвращенных из Гарвардского университета в Свято-Данилов монастырь
Торжественная церемония первого звона Даниловских колоколов, возвращенных из Гарвардского университета в Свято-Данилов монастырь
Читать ria.ru в
16 апреля – 5 лет назад (2004) - на звонницу Троице-Сергиевой Лавры поднят новый "Царь-колокол".

16 апреля – 5 лет назад (2004) - на звонницу Троице-Сергиевой Лавры поднят новый «Царь-колокол».

Согласно «Уставу церковного звона», одобренному синодальной Богослужебной комиссией и изданному Издательским Советом РПЦ в 2002 году, для совершения православного звона могут использоваться следующие средства в соответствии с возрастанием их торжественности:

1. Било ручное (малое) деревянное.
2. Било большое (великое) деревянное.
3. Била (клепала) металлические.
4. Колокола.

Полный чин православного звона состоит из поочередного использования всех видов бил и колоколов в соответствии с их символом и торжественностью. Однако в силу исторических причин сложилось так, что на Руси, начиная с XV века, колокола стали постепенно заменять била: в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей используются только звонницы из колоколов и/или металлических бил.

Металлические била относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом, могут иметь самые разные размеры, форму, материал и способ изготовления. Звук извлекается металлическим, деревянным или пластмассовым молотком и зависит от формы била, материала и веса била и молотка, а также силы и места удара. В зависимости от количества металлических бил они могут по-разному использоваться в звонах (как самостоятельно, так и вместе с колоколами) и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения: у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне и т.д.

Колокола также относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. В старину для извлечения звука колокола использовался «очепной» способ звона, то есть путем качания самого колокола. Однако сегодня в большинстве случаев звон происходит традиционно русским, «язычным» способом, то есть качанием языка и ударением его о неподвижно висящий колокол.

В зависимости от количества колоколов они могут по-разному использоваться в звонах и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения: у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне или звоннице, под куполом храма и т.д.

В случае одновременного использования нескольких колоколов и металлических бил (каждые в отдельности или вместе) полнозвучная звонница по традиции состоит из трех групп: большие (благовестники) – 1-5 штук, средние (подзвонные) – 2 и более штук и малые (зазвонные) – 2-4 штуки.

Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием – им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

Различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест – один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполняться и во время богослужения. Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и того, по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный).

На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даваться также другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т.д. Как отдельный звон перед началом богослужения, благовест начинается обычно тремя редкими ударами с достаточно длительными паузами, а затем идут более быстрые мерные удары. В зависимости от богослужения благовест бывает обыкновенный (частый или в два края колокола) или постный (редкий или в один край колокола). В великие праздники благовест осуществляется с участием самого большого колокола в звоннице, и сам звон, как правило, звучит чаще, громче и дольше. Помимо обычного благовеста в православном звоне существует так называемый валовой, или большой, благовест, когда удары в самый большой колокол или било перемежаются с другим большим колоколом или билом.

Перебор – является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол или било от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся». При переборе одиночные удары в колокол или било обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится.

Перезвон – представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения. Перезвон по одному разу в каждый колокол или било с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Перезвон по несколько раз в каждый колокол или било – обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, Крест  (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию) – совершается многократно, и одновременный удар в несколько колоколов или бил (удар «во вся») выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Данный вид перезвона хотя и является скорбным, однако считается более торжественным и осуществляется по-разному в зависимости от праздника, местных традиций или как скажет настоятель.

Трезвон – это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам  выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов или бил, каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используется обычно размерность такта три четверти или четыре четверти и может участвовать только тот самый большой благовестник (колокол или било), который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньше можно, но не больше). При исполнении отдельно трезвона обычно имеются 3 отрезка: начало (затравка), звон и окончание (концовка). Затравка обычно представляет собой три редких удара в благовестник, символизирующих Святую Троицу, но возможны и другие варианты. Основная часть трезвона (собственно звон) может исполняться с небольшими паузами в один, два или три приема. Заканчивается трезвон обычно троекратным аккордом или другим способом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала