Ильгар Велизаде, политолог (Баку) – РИА Новости.
Начинающийся сегодня рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву, конечно, можно было бы рассматривать в качестве пусть и важного, но все-таки обычного на фоне российско-азербайджанских отношений, традиционно считающихся стабильными и успешными. Если бы не два обстоятельства. Во-первых, визит не был запланирован, во-вторых, он происходит на фоне весьма сложных процессов имеющих место в регионе.
Выражаясь образно, Азербайджан остается островом стабильности в бушующем море под названием регион Южного Кавказа. Вместе с тем и Россия, которая только что официально заявила о завершении контртеррористической операции в Чечне, вступает в фазу стабильности в кавказском регионе с надеждой, что эта стабильность станет залогом ее успешного участия в делах всего региона. В то же время, по понятным причинам, ни Баку ни Москва не могут быть безучастными наблюдателями за тем, что происходит в соседних странах и непосредственно затрагивает их интересы. Тем более что, по мнению экспертов, некоторые из этих интересов, вполне возможно, могут привести к столкновению. В планы азербайджанского и российского руководства такой вариант развития событий явно не входит, поэтому работа в тесном контакте - это то, что сейчас нужно обеим сторонам.
Что же происходит, вернее, какие процессы ведут к возникновению нежелательных рисков, минимизировать воздействие которых сейчас крайне важно?
Судить об этом можно лишь с достаточной степенью вероятности, но именно вероятность сегодня - это как раз тот материал, который лежит в основе политики региональных игроков. Например, что будет, если все-таки состоится открытие армяно-турецкой границы? Как будет строиться региональная политика со стороны ее основных участников? При всем различии оценок такого шага, нет сомнений в одном – существующий на протяжении без малого двух десятков лет статус-кво в регионе будет нарушен. Главное, к чему это может привести, - это нарушение баланса сил и интересов, причем по всем направлениям, как военно-политическим, так и торгово-экономическим.
При всей неустойчивости сегодняшней системы отношений, ее очевидных дефектах, любое новое изменение без учета мнения всех участников может вылиться в появление еще более уязвимой конструкции, при которой о стабильности можно будет забыть навсегда.
Не факт, что сегодня Турция пытается играть более активную роль в регионе, чем когда-либо прежде. Кроме того, Анкара пытается переформатировать свою внешнюю политику так, чтобы максимально сгладить имеющиеся у нее противоречия со своими соседями. И самым сложным направлением во внешней политике для нее продолжает оставаться армянское.
Долгие годы армянское направление турецкой политики увязывалось с азербайджанским, точнее, с решением карабахской проблемы. Но поскольку очевидных продвижений на этом фланге достигнуто не было, турецко-армянские отношения находились в замороженном состоянии.
С осени прошлого года Турция стала предпринимать робкие шаги по налаживанию отношений с Арменией, и по мере продвижения этой политики стал постепенно актуализироваться вопрос открытия армяно-турецкой границы. Азербайджан, традиционно играющий роль главного союзника Турции в регионе, такое развитие событий воспринял без оптимизма. Официальный Баку всегда доверял заверениям Турции, что вопрос открытия армяно-турецкой границы, как и вообще перспективы установления добрососедских отношений между Анкарой и Ереваном, всецело зависят от хода армяно-азербайджанского урегулирования. И теперь у Баку появился серьезный повод для беспокойства.
В прессе даже стали появляться статьи о том, что Азербайджан может пересмотреть свои приоритеты во всех сферах, в том числе в самой стратегической для Баку сфере топливно-энергетических поставок. Недавно в Азербайджане побывал президент Украины Виктор Ющенко, который предложил активнее использовать газотранспортную систему своей страны для поставок азербайджанского и среднеазиатского топлива в Европу. В частности, велись переговоры о скорейшем запуске проекта Евразийского нефтетранспортного коридора, в привычном звучании проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск.
Вслед за этим в Баку побывали министр энергетики Грузии Александр Хетагури и директор британской компании White stream Pipeline Company Роберто Пирани, которые подписали меморандум о реализации проекта «Белый поток». Протяженностью свыше 2500 км, и максимальной пропускной способностью до 22 млрд кубометров в год, предусматривающий поставки среднеазиатского и азербайджанского газа в Восточную Европу через Румынию, Грузию, Украину и Молдавию.
И, наконец, как сообщается, одной из основных целей нынешнего визита президента Ильхама Алиева в Москву станет договоренность с «Газпромом» о закупке российским монополистом всего газа со второй стадии проекта «Шах Дениз». В принципе, ничего нового в этом сообщении нет, если учесть прошлогодний визит в Баку главы «Газпрома» Миллера и его договоренности с руководством Азербайджанской государственной нефтяной компании. Правда, что касается продажи Азербайджаном всего газа, то вряд ли стоит на это рассчитывать. Диверсификация поставок газа для Баку вопрос принципиальный, тем более что в реальных покупателях, причем на тех же условиях что предлагает «Газпром» у Баку недостатка нет. Взять хотя бы Иран.
Так или иначе, визит президента Азербайджана в Россию подтверждает неизменность приоритетов во внешней политике Баку и его предпочтения в выборе потенциальных покупателей своего газа.
Несомненно, что в ходе визита будет обсужден и весь комплекс двусторонних отношений, и новые обстоятельства, складывающиеся вокруг решения Нагорно-Карабахского армяно-азербайджанского конфликта. Кое-кто стал даже высказывать предположения о том, что действия Анкары и Москвы носят согласованный характер, и Москва лоббирует вопрос открытия армяно-турецкой границы.
Как на самом деле видятся из Москвы турецко-армянские политические перспективы, в каком контексте – это вопрос, на который можно получить разные ответы. В зависимости от того, с какого угла зрения на него смотреть. В настоящее время известна лишь официальная позиция, озвученная новым российским послом в Баку Владимиром Дорохиным. Он заявил, что данный вопрос находится в исключительной компетенции этих государств, и Москва в него вмешиваться не намерена. В то же время он еще раз подчеркнул официальную позицию, которая заключается в том, что Россия готова взять на себя роль гаранта урегулирования карабахского конфликта – если стороны проявят заинтересованность в этом.
Между прочим, буквально на днях в Тегеране побывал президент Армении Серж Саргсян. Речь помимо двусторонних отношений касалась и дел региональных. Это лишний раз доказывает, что и Иран старается держать руку на пульсе, с тем, чтобы в удобный момент включиться в политику региона на правах полноправного участника.
За всеми этими делами активно наблюдают не только в США и в Европе.
В такой зыбкой ситуации обычно возникает необходимость как минимум убедиться в прочности ориентиров, что называется «сверить часы». Есть немало оснований считать, что визит Ильхама Алиева в Москву преследует именно эту цель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции