Рейтинг@Mail.ru
Кто напишет учебник для безработного - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто напишет учебник для безработного

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкК тому же, имея более 6 млн безработных, Россия продолжает импортировать безработицу из слаборазвитых стран СНГ.
К тому же, имея более 6 млн безработных, Россия продолжает импортировать безработицу из слаборазвитых стран СНГ.
Читать ria.ru в
Дзен
Рост безработицы в России опережает прогнозы. Уже в середине апреля в стране официально зарегистрировано 2,2 млн безработных, хотя ранее Минздравсоцразвития предполагало, что этот показатель будет достигнут лишь к концу года. В начале недели президент РФ Дмитрий Медведев констатировал: реальная безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда (МОТ), достигла 8,5% трудоспособного населения, то есть порядка 6,4 млн человек.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Рост безработицы в России опережает прогнозы. Уже в середине апреля в стране официально зарегистрировано 2,2 млн безработных, хотя ранее Минздравсоцразвития предполагало, что этот показатель будет достигнут лишь к концу года. В начале недели президент РФ Дмитрий Медведев констатировал: реальная безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда (МОТ), достигла 8,5% трудоспособного населения, то есть порядка 6,4 млн человек.

Уволить, чтобы обучить

Безработных в России много, но могло бы быть намного больше. Работодатели, помня предостережения президента и премьера о недопустимости необоснованных увольнений, стараются найти способ не отправлять сотрудников на улицу. Вместо этого работников переводят на сокращенную рабочую неделю, отправляют в краткосрочные неоплачиваемые отпуска или сокращают зарплату.

По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, если в конце 2008-го и в январе-феврале 2009 года рост безработицы достигал 9% в неделю, то с марта этот показатель снизился до 1,5-1,7%. Но эти показатели – свидетельство консервации неэффективных рабочих мест. И этот процесс может сыграть с экономикой злую шутку, поскольку он сохраняет диспропорции, сложившиеся в российской экономике накануне кризиса: перетекание значительной части экономически активного населения в непроизводственные сферы. Например, по данным Росстата, количество занятых в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности последние три года ежегодно сокращалось соответственно на 5% и 2%, зато число работников оптовой и розничной торговли росло на 6%, а число госслужащих за один только 2008 год увеличилось вдвое.

Устранение диспропорций не может пройти безболезненно. Как заметил на встрече с президентом 14 апреля ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, если РФ хочет реализовать структурные изменения, то уровень безработицы должен быть выше нынешнего. Конечно, увольнение людей - не самоцель. Высвободившиеся кадры необходимо переобучить и направить в перспективные сектора экономики. Об этом говорили на той же встрече и специалисты Института современного развития (ИНСОР) и Независимого института социальной политики (НИСП).
Ректор НИСП Татьяна Малева посетовала, что нынешние программы профессионального переобучения рассчитаны на бедные, низкоквалифицированные слои населения. Но сегодня нужны программы для высококвалифицированных и образованных безработных. Причем речь идет о программах массового образования. Ведь, по оценке Малевой, в переобучении нуждаются 30-40% трудоспособного населения страны. Решить эту проблему, по мнению ректора НИСП, можно с помощью образовательных сертификатов, грантов и кредитов.

Специалисты ИНСОР предлагают проводить дифференцированную политику в отношении различных социальных групп населения. Например, инвестировать в высококачественное образование для защиты среднего класса (это 20% населения), и в профессиональную переподготовку для потенциальных участников среднего класса (30% населения ). Кроме того, следует создать специальные программы занятости для 40% россиян, находящихся в зоне риска бедности и для тех 10%, которых следует вывести из состояния «застойной» бедности.

Импорт безработицы

Пока меры правительства по борьбе с безработицей результатов не дали. Системы привлечения безработных на общественные работы нет, реализация инфраструктурных проектов не начата, механизмы профессиональной подготовки и внутренней миграции населения не созданы.

К тому же, имея более 6 млн безработных, Россия продолжает импортировать безработицу из слаборазвитых стран СНГ. Миграционное давление с развитием кризиса только усиливается – по итогам первых двух месяцев 2009 года глава столичного Департамента труда и занятости Олег Нетеребский констатировал 17%-ное по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение притока мигрантов в Москву. Напомним, в прошлом году ФМС признала, что в РФ находятся около 10 млн мигрантов (по неофициальным оценкам, их в полтора раза больше), причем большая часть из них – нелегально. По информации Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), в этом году в СНГ останутся без работы от 11 до 15 млн человек, многие из них попытаются найти работу в России.

Сторонники миграции продолжают говорить: приезжие из СНГ занимают те рабочие места, на которые не соглашается коренное население – низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд, который зачастую осуществляется во вредных и опасных условиях, противоречащих нормам трудового законодательства. Но в этом случае трудовая миграция – это способ законсервировать техническую отсталость, произвол работодателей, по сути использующих рабский труд, и коррупцию среди чиновников. И все это на фоне прямых убытков государства, ведь, по данным МВД, гастарбайтеры ежегодно в виде неучтенных зарплат вывозят из России порядка $15 млрд долларов.

Периферия или технократия

Вообще, с точки зрения экономики проблема трудовой миграции выходит далеко за рамки противостояния «своих» и «чужих». Экономика, построенная на массовом использовании дешевой рабочей силы, столь же порочна, как сырьевая экономика. И та и другая модель характерны для стран экономической периферии, служащей источником ресурсов и потребителем инноваций. И та и другая модель сильно зависят от конъюнктуры мировых рынков, а в случае экономических кризисов им грозит более глубокое падение по сравнению со странами экономического центра.
Инновационная же экономика, за построение которой выступают российские чиновники, в принципе не предполагает массового использования низкоквалифицированных трудовых ресурсов. Напротив, она требует, чтобы максимально большее число отраслей народного хозяйства становились потребителями высокотехнологичной продукции.
Отчасти это и ответ на извечный вопрос: «а кто же будет мести улицы?». Эксперименты на некоторых предприятиях Хабаровска, например, показывают, что применение специальной уборочной техники (правда, не отечественной, а американской) позволяет избавиться от целой армии дворников. Так, три машины способны «обслужить» территорию общей площадью в 20 кв. км.

А пока российская экономика вынуждена нести огромные издержки, свойственные всем периферийным странам. Вот лишь один пример – дорожное строительство. Стоимость некоторых участков строящегося четвертого транспортного кольца в Москве достигает $700 млн за километр. Для сравнения: километр дорог в США обходится примерно в $10 млн, а строительство 36-ти километрового моста через залив Ханчжоувань в Китае обошлось примерно в $39 млн за километр.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала