МОСКВА, 16 апр - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Великий четверг Страстной недели, когда церковь вспоминает Тайную вечерю Христа с учениками Его, возглавит Божественную литургию в Богоявленском соборе Москвы, освятит миро и впервые совершит чин омовения ног 12-ти клирикам, изображающим во время этого действа апостолов.
Как сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Московской патриархии, этот редкий обряд предполагает, что архиерей по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам во время Тайной вечери, омывает ноги сидящим в храме священнослужителям. Чин символизирует глубокое смирение и служение народу.
На Востоке в древности омовение ног считалось обычаем гостеприимства. Постепенно оно закрепилось и в религиозной практике. Чинопоследование омовения ног в Великий четверг возникло в Иерусалиме в 6-7 веках как отражение общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику богослужения в этот день. В практику Константинополя обряд перешел не позднее 8 века.
В наши дни этот чин совершается в ряде поместных православных церквей мира, а также отдельных епархий РПЦ. Омовение ног прихожанам в Великий четверг традиционно практикуют священнослужители Римско-католической церкви. В Армянской апостольской церкви обряд проводит верховный патриарх и католикос всех армян. В протестантских общинах ноги омывают мужчины - мужчинам, женщины - женщинам.
Основанием чина служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом вылил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан".
Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. Диакон читает отрывок из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем ученикам. Во время произнесения слов "и положи ризы своя" патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем берет лентион (широкое и длинное полотенце), опоясывается им, как Христос на Тайной вечере, и крестообразно вливает воду в умывальницу.
Под евангельские слова "и начат умывати ноги учеником и отирати лентием" патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их.
Когда предстоятель доходит до старшего из священников, воспроизводится диалог между Христом и апостолом Петром. Диакон читает: "прииде же к Симону Петру и глагола ему той", после чего старший священник говорит словами апостола Петра: "Господи, Ты ли мои умыеши нозе?" - патриарх же отвечает ему словами Спасителя: "Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих". Старший священник говорит: "Не умыеши ноги моей во век" - и получает ответ: "аще не умыю тебе, не имаши части со Мною". Тогда священник указывает на свои руки и голову, говоря: "Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу", на что патриарх отвечает: "измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси" - и умывает ноги старшему священнику.
Издревле в Великий четверг, за три дня до Пасхи, христиане вспоминают важнейшее евангельское событие - Тайную вечерю Иисуса Христа и апостолов и установление на ней таинства причащения Тела и Крови Христовой под видом вкушения хлеба и вина. Это таинство именуется также евхаристией, что в переводе с греческого означает "благодарение".
"Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов", - говорится в Евангелии от Матфея.
Согласно учению Церкви, причастие дает верующим возможность приобщаться к спасительной силе жертвы Христа, идущего на страдания и смерть во искупление человеческих грехов. Причастие укрепляет духовные силы человека, соединяет людей с Богом и между собою - в единое Тело Церкви. Поэтому в Великий четверг верующие стараются принять участие в литургии, которая совершается в этот день во всех храмах Русской православной церкви, и причаститься.
В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.
К Великому четвергу традиционно приурочено освящение мира - особой смеси из 50 веществ на основе оливкового масла, душистых трав и благовонных смол. Миро варится в специальном сосуде в течение нескольких дней только раз в году - на Страстной седмице, действующая мироварница находится в Донском монастыре Москвы. После освящения миро как святыня развозится по епархиям и приходам, используется в таинстве миропомазания, завершающем таинство крещения, и при освящении новых престолов храмов.
Миропомазание известно еще с ветхозаветных времен: миром помазывались пророки, первосвященники и цари, а также скинии (шалаши, где временно совершались богослужения). Миро многократно упоминается в Новом завете. Именно жены-мироносицы, пришедшие ко гробу Иисуса Христа, удостоились первыми узнать о том, что Христос воскрес из мертвых.
В Великий четверг многие верующие также готовят пасхальные куличи.
Вечером в этот день начинаются приготовления к Страстной пятнице, в храмах совершаются утрени с чтением "двенадцати Евангелий Страстей Господних" - двенадцати отрывков из Нового завета, повествующих о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа.
Патриарх Кирилл возглавит это богослужение в храме Христа Спасителя в 18.00 мск.