У подножия возвышающегося над Кабулом холма "Тапе-йе Маранджан", где расположено старинное кладбище, когда-то служившее местом упокоения королей, затем павших героев Апрельской революции, потом моджахедов, а ныне превратившееся в излюбленное место отдыха кабульцев, на большой ухоженной территории раскинулся афганский Музей Войны.
© РИА Новости / Андрей ГрешновУ подножия возвышающегося над Кабулом холма "Тапе-йе Маранджан", где расположено старинное кладбище, когда-то служившее местом упокоения королей, затем павших героев Апрельской революции, потом моджахедов, а ныне превратившееся в излюбленное место отдыха кабульцев, на большой ухоженной территории раскинулся афганский Музей Войны. Музей был создан в 1994 году, первоначально он размещался на небольшой территории на улице Вазир Акбар Хан, но после того, как его попечитель миллионер Карим Фазель Карим, руководитель афганской программы разминирования OMAR ( Organization for Mine Clearance and Afghan Rehabilitation) выкупил землю и подготовил новую площадку, музей переехал в район Чамане Хозури, к подножию исторического кладбища.
У подножия возвышающегося над Кабулом холма "Тапе-йе Маранджан", где расположено старинное кладбище, когда-то служившее местом упокоения королей, затем павших героев Апрельской революции, потом моджахедов, а ныне превратившееся в излюбленное место отдыха кабульцев, на большой ухоженной территории раскинулся афганский Музей Войны. Музей был создан в 1994 году, первоначально он размещался на небольшой территории на улице Вазир Акбар Хан, но после того, как его попечитель миллионер Карим Фазель Карим, руководитель афганской программы разминирования OMAR ( Organization for Mine Clearance and Afghan Rehabilitation) выкупил землю и подготовил новую площадку, музей переехал в район Чамане Хозури, к подножию исторического кладбища.
1 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновФазель является владельцем и президентом одного из сильнейших и популярнейших в Афганистане пуштуязычного телеканала "Шамшад", здание которого он сам и построил, одновременно возглавляя программу по разминированию. По словам Фазеля, идея создания такого музея появилась сразу после того, как работники программы разминирования начали находить в земле "эхо войны", причем не только афганско-советской, но и всех трех англо-афганских. После того, как было найдено несколько десятков ценнейших исторических экспонатов, включая британские корабельные пушки и полевые орудия, а также собрана богатейшая коллекция мин всех мыслимых и немыслимых разновидностей, был создан этот музей.
Фазель является владельцем и президентом одного из сильнейших и популярнейших в Афганистане пуштуязычного телеканала "Шамшад", здание которого он сам и построил, одновременно возглавляя программу по разминированию. По словам Фазеля, идея создания такого музея появилась сразу после того, как работники программы разминирования начали находить в земле "эхо войны", причем не только афганско-советской, но и всех трех англо-афганских. После того, как было найдено несколько десятков ценнейших исторических экспонатов, включая британские корабельные пушки и полевые орудия, а также собрана богатейшая коллекция мин всех мыслимых и немыслимых разновидностей, был создан этот музей.
2 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновМузей служит не только местом паломничества сотен туристов, киногрупп и фотографов и любознательных афганцев, но одновременно представляет из себя учебную базу. Программа OMAR подразделяется на два раздела - непосредственного разминирования и противодействия минной угрозе.
Музей служит не только местом паломничества сотен туристов, киногрупп и фотографов и любознательных афганцев, но одновременно представляет из себя учебную базу. Программа OMAR подразделяется на два раздела - непосредственного разминирования и противодействия минной угрозе.
3 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновНаверное самые подлые в мире противотанковые мины, изготовленные из полимеров, с которыми автору этих строк приходилось сталкиваться летом 1980-го года в составе 4-й танковой бригады ВС Афганистана в пригородах Джелалабада (восточная афганская провинция Нангархар). Мало кто знает, что в 80-х годах прошлого столетия, когда советские граждане мечтали стать обладателями супермодных "Жигулей", концерн "Фиат", приложивший руку к созданию этой популярной марки легковых автомобилей, одновременно изготавливал и эти мины, получившие у советских солдат и офицеров прозвище "итальянки". Эти мины не поддаются обнаружению металлодетектором, так как не содержат металлических частей. Взрывной механизм устроен так, что на ней может подорваться хоть десятая, хоть пятнадцатая машина в колонне. С каждым наездом колеса "флажок" взрывателя поднимается все выше, пока не замыкает контакт...
Наверное самые подлые в мире противотанковые мины, изготовленные из полимеров, с которыми автору этих строк приходилось сталкиваться летом 1980-го года в составе 4-й танковой бригады ВС Афганистана в пригородах Джелалабада (восточная афганская провинция Нангархар). Мало кто знает, что в 80-х годах прошлого столетия, когда советские граждане мечтали стать обладателями супермодных "Жигулей", концерн "Фиат", приложивший руку к созданию этой популярной марки легковых автомобилей, одновременно изготавливал и эти мины, получившие у советских солдат и офицеров прозвище "итальянки". Эти мины не поддаются обнаружению металлодетектором, так как не содержат металлических частей. Взрывной механизм устроен так, что на ней может подорваться хоть десятая, хоть пятнадцатая машина в колонне. С каждым наездом колеса "флажок" взрывателя поднимается все выше, пока не замыкает контакт...
4 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновА это самые современные и наиболее опасные "кластерные" американские мины, использовавшиеся в боевых действиях с талибами. Они и по сей день лежат в афганской земле.
А это самые современные и наиболее опасные "кластерные" американские мины, использовавшиеся в боевых действиях с талибами. Они и по сей день лежат в афганской земле.
5 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновТут есть минометы всех калибров и модификаций. Безоткатные орудия и ружья на треногах, пережившие все три афгано-британские войны, успешно применялись моджахедами против нашего Ограниченного контингента в 80-х годах прошлого столетия.
Тут есть минометы всех калибров и модификаций. Безоткатные орудия и ружья на треногах, пережившие все три афгано-британские войны, успешно применялись моджахедами против нашего Ограниченного контингента в 80-х годах прошлого столетия.
6 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновУ самого входа в музей стоит четырехкрылый советский самолет Ан-2, на котором автор этих строк, будучи военным переводчиком, должен был лететь в апреле 1980 года в город Джелалабад на восток Афганистана, но самолет тогда сломался и пришлось лететь на вертолете. По слухам, его сбили моджахеды в начале 80-х, но Карим Фазель Карим его нашел и привез в свой Музей Войны.
У самого входа в музей стоит четырехкрылый советский самолет Ан-2, на котором автор этих строк, будучи военным переводчиком, должен был лететь в апреле 1980 года в город Джелалабад на восток Афганистана, но самолет тогда сломался и пришлось лететь на вертолете. По слухам, его сбили моджахеды в начале 80-х, но Карим Фазель Карим его нашел и привез в свой Музей Войны.
7 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновНа улице стоят зенитные и зенитные горные установки, которыми душманы сбивали наши вертолеты, а рядом с ними советские гаубицы и самоходные артиллерийские установки, утюжившие позиции моджахедов.
На улице стоят зенитные и зенитные горные установки, которыми душманы сбивали наши вертолеты, а рядом с ними советские гаубицы и самоходные артиллерийские установки, утюжившие позиции моджахедов.
8 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновРядом уже совсем не грозный военно-транспортный вертолет, «трудяга войны», на котором афганцы нарисовали картину мирной жизни - крестьян, убирающих урожай и девушку с кувшином на плече.
Рядом уже совсем не грозный военно-транспортный вертолет, «трудяга войны», на котором афганцы нарисовали картину мирной жизни - крестьян, убирающих урожай и девушку с кувшином на плече.
9 из 10
© РИА Новости / Андрей ГрешновПосреди зеленого поля стоит оперативно-тактическая ракета комплекса Р-300, известная всему миру как "Скад", наводившая в свое время ужас как на моджахедов, так и на мирное население.
"Мы закрыли старую страницу в истории, но, конечно, будем ее помнить. Ведь люди должны знать правду о ней, а не слушать россказни псевдомоджахедов или политиканов. Но все-таки пришло время начать все с самого начала, вновь строить наши отношения на основе дружбы, взаимного уважения, справедливости и понимания", - говорит на прощанье попечитель музея. - Входную плату мы не берем. У входа стоит копилка, в которую каждый сможет бросить столько денег, сколько подскажет ему сердце. Они нужны нам только для поддержания этого музея. Ведь не зная своего прошлого, людям будет трудно предугадать свое будущее".
"Мы закрыли старую страницу в истории, но, конечно, будем ее помнить. Ведь люди должны знать правду о ней, а не слушать россказни псевдомоджахедов или политиканов. Но все-таки пришло время начать все с самого начала, вновь строить наши отношения на основе дружбы, взаимного уважения, справедливости и понимания", - говорит на прощанье попечитель музея. - Входную плату мы не берем. У входа стоит копилка, в которую каждый сможет бросить столько денег, сколько подскажет ему сердце. Они нужны нам только для поддержания этого музея. Ведь не зная своего прошлого, людям будет трудно предугадать свое будущее".
Посреди зеленого поля стоит оперативно-тактическая ракета комплекса Р-300, известная всему миру как "Скад", наводившая в свое время ужас как на моджахедов, так и на мирное население.
"Мы закрыли старую страницу в истории, но, конечно, будем ее помнить. Ведь люди должны знать правду о ней, а не слушать россказни псевдомоджахедов или политиканов. Но все-таки пришло время начать все с самого начала, вновь строить наши отношения на основе дружбы, взаимного уважения, справедливости и понимания", - говорит на прощанье попечитель музея. - Входную плату мы не берем. У входа стоит копилка, в которую каждый сможет бросить столько денег, сколько подскажет ему сердце. Они нужны нам только для поддержания этого музея. Ведь не зная своего прошлого, людям будет трудно предугадать свое будущее".
"Мы закрыли старую страницу в истории, но, конечно, будем ее помнить. Ведь люди должны знать правду о ней, а не слушать россказни псевдомоджахедов или политиканов. Но все-таки пришло время начать все с самого начала, вновь строить наши отношения на основе дружбы, взаимного уважения, справедливости и понимания", - говорит на прощанье попечитель музея. - Входную плату мы не берем. У входа стоит копилка, в которую каждый сможет бросить столько денег, сколько подскажет ему сердце. Они нужны нам только для поддержания этого музея. Ведь не зная своего прошлого, людям будет трудно предугадать свое будущее".
10 из 10