Проходящая в кубинской столице десятая биеннале пластических искусств уже давно стала культурным событием не только регионального, но и мирового масштаба. Об отличительных чертах нынешней экспозиции, в которой впервые за последние десятилетия приняли участие художники из США, рассказал корреспонденту РИА Новости на Кубе Олегу Вязьмитинову член оргкомитета биеннале, руководитель одного из известных выставочных центов кубинской столицы - "Галереи Гавана", - Луис Мирет Перес (Luis Miret Perez).
- Гаванская биеннале проходит под девизом "Интеграция и сопротивление в глобальную эпоху". Что, по вашему мнению, подразумевает понятие "сопротивления" в этом контексте?
- Девиз биеннале - отражение темы, которая во всем мире давно стала предметом обсуждения, и не только в сфере искусства. Это вопрос о том, как нам воспользоваться лучшими, а не худшими сторонами так называемого процесса глобализации.
Один из худших эффектов глобализации - утрата национальной идентичности, культуры, особенностей национального характера. Когда мы говорим о сопротивлении, мы пытаемся понять, как, не отказываясь от самой интеграции, не допустить слияния всего в однородную массу.
Наши народы обладают огромным историческим и культурным богатством. Культурный обмен - россиян и кубинцев, французов и американцев, например, - только увеличивает это богатство. Каждый народ имеет свое культурное, историческое, эмоциональное наследие - и мы должны сделать все, чтобы сохранить его в глобализирующемся мире.
Подобное понимание этой проблемы, на мой взгляд, характерно для большей части представленных на биеннале экспонатов. Авторы размышляют над универсальными темами - к примеру, эмиграции, бедности и богатства, - но смотрят на них через призму локальных проблем.
- Что отличает Гаванскую биеннале от подобных событий, проходящих в других частях света?
- Гаванская биеннале по своему призванию - биеннале Третьего мира. Основная ее задача - показать искусство, не попадающее во всемирно признанный "мейнстрим".
Отличает Гаванскую биеннале и то, что она стала проектом, который не связан напрямую с рынком искусства. Единственная экспозиция в рамках биеннале, экспонаты которой выставлены на продажу, даже территориально разнесена с залами, в которых проходят основные показы. И это было сделано намеренно.
Задача нашей биеннале - показать искусство ради искусства, сделав это без логотипов, указывающих на коммерческого собственника. На других биеннале такого не происходит: всегда указывается, какая галерея предоставила экспонаты. Делается это вынужденно - биеннале проводятся при их финансовой поддержке.
Мне кажется, что подобный подход не отличается избыточной скромностью: зрителю кажется, что он пришел не на биеннале, а на ярмарку. Слишком уж заметны оказываются галерея или выставочный зал, которые стоят за художником.
Кроме того, на других биеннале организаторы стараются представить как можно больше произведений, небольших по своему формату и размеру. Делается это только потому, что такие произведения лучше продаются.
Здесь подобного не происходит. Главный критерий Гаванской биеннале - художественность экспоната, и уж никак не тот факт, является или нет экспонат предметом коммерческих отношений. Как мне кажется, нам удалось достичь цели: многие эксперты отмечают исключительность нынешней экспозиции.
- Одним из самых ярких эпизодов биеннале стало участие американских артистов и художников…
- Недавно мне задали вопрос о том, как может повлиять на торговлю предметами искусства возможная отмена эмбарго со стороны США. Но даже для меня - человека, профессионально занимающегося этим рынком, - гораздо важнее, чтобы открылся новый канал взаимоотношений, чтобы мы лучше понимали друг друга. Я убежден: искусство - одна из тех форм самовыражения, которые жизненно необходимы для понимания между народами.
О нынешней выставке "Челси в гостях у Гаваны" уже поступают самые благожелательные отзывы: представленная экспозиция - действительно высокое искусство.
Но в США остается очень много артистов и художников, которые хотели бы приехать на Кубу, но не могут получить для этого американской выездной визы. В результате им приходится отказываться от проведения выставок в Гаване. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится.
- Вернемся к коммерческой составляющей выставки. Как продаются экспонаты, выставленные на продажу?
- Некоторые экспонаты, которые вы видите в PabExpo (единственном павильоне биеннале, экспонаты выставки которого можно приобрести), уже куплены покупателями, а некоторые зарезервированы за музеями. Так, проданы некоторые работы Иоана Капоте (Yoan Capote). Цены, которые заплатили любители искусства, варьируются от 20-25 тысяч евро до 40 тысяч долларов.
Несмотря на мировой кризис, интерес к предметам искусства остается, пусть не такой устойчивый, как раньше.
- Одна из выставок, проходящих в рамках биеннале - "Жила-была матрешка…" - связана с Россией. Понимают и интересуются ли на Кубе русским искусством?
- Мы с вами говорили об участии в биеннале американских художников, но, если говорить о России - то на Кубе существует еще большая потребность увидеть предметы искусства из РФ.
Российское искусство здесь очень ждут. Кубинцы, с одной стороны, очень открыты к другим культурам: они всегда хотят узнать больше. С другой стороны, с Россией, - страной, которая поддерживала нас на протяжении многих лет, - у нас очень теплые, искренние многолетние связи. Я убежден, что Россия остается в сердце кубинцев.
Нам очень бы хотелось работать с Россией более тесно, показать российских артистов на Кубе и кубинских художников в России. Надеюсь, что нам предстоят масштабные проекты. На Кубе хороший проект, посвященный российскому искусству, будет принят очень тепло.