Рейтинг@Mail.ru
Министр Чечни: Мы вернем региону статус поставщика нефтепродуктов - РИА Новости, 10.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Министр Чечни: Мы вернем региону статус поставщика нефтепродуктов

© РИА Новости / Комета ТепсаеваМинистр промышленности и энергетики республики Чечня Алхазур Абдулкеримов
Министр промышленности и энергетики республики Чечня Алхазур Абдулкеримов
Читать ria.ru в
Дзен
У руководства республики амбициозные планы – от строительства каскада ГЭС до создания собственного автомобиля. О том, как будет развиваться регион и о планах местных властей на ближайшие годы рассказывает в интервью РИА Новости министр промышленности и энергетики республики Алхазур Абдулкеримов.

Покончив с войной, Чечня приступила к строительству собственной экономики. У руководства республики амбициозные планы – от строительства каскада ГЭС до создания собственного автомобиля. О том, как будет развиваться регион и о планах местных властей на ближайшие годы рассказывает в интервью РИА Новости министр промышленности и энергетики республики Алхазур Абдулкеримов. Беседовала Комета Тепсаева.

- Сейчас власти Чечни пытаются практически с нуля создать промышленность республики, и появляется выбор: пытаться ее концентрировать в Грозном, как это было в советское время, или же рассредоточивать по региону? Концентрация в одном месте улучшает взаимодействие предприятий одной или смежных отраслей, зато рассредоточение снижает разрыв между Грозным и районами. Какой из двух вариантов вы считаете более целесообразным?

- В основном уделяем  внимание Грозному, но при этом  учитываем, что и другие города надо развивать, в основном -  это Гудермес и Аргун. Они и до войны были промышленными центрами, потому там есть потенциал, и кадры, и инфраструктура,  производственные  помещения  и все это способствует тому, чтобы уделяли им внимание. Но в основном, конечно, промышленность будет сосредоточена в городе Грозном. Я считаю, так будет целесообразней.

- Довоенные промышленные предприятия будут восстанавливаться?

- Продукция, выпускаемая чеченскими предприятиями в советское время, сегодня не вся востребована. Мы исходим из того, что конечный результат – извлечение прибыли,  многие сохранившиеся предприятия перепрофилированы. Современное оборудование позволяет  маневрировать на рынке, выпускать востребованную продукцию, перепрофилировать предприятия. Если вдруг на рынке появляется потребность в какой- то продукции, предприятия  должны адаптироваться к новым условиям и ее выпуску.

- А что востребовано и что Чечня готова выпускать?

- Сегодня на грозненском заводе «Электропульт» выпускают электрическое оборудование, из компонентов  выпускаем лифтовое оборудование. Стоит вопрос о создании совместного с Московским лифтовым заводом и нашим электромеханическим заводом, предприятия. В России принята программа о замене лифтового оборудования, в связи с этим потребность составляет 180 тысяч лифтов, это госзаказ. Три завода определены для выполнения этого заказа, наш завод в том числе. Для республики это означает обеспечение работой на пять лет.

Первостепенное значение уделяем созданию и развитию энергетики республики, промышленность не может существовать без базовой энергетики. Сегодня мы не вырабатываем ни один киловатт энергии, все закупаем у Ставрополья, Дагестана, при этом на перетоках  теряем огромное количество энергии, потери в годовом исчислении доходят до 700 миллионов рублей.

Мы говорили с президентом Чечни о том,  что если не будет своей электроэнергии наши предприятия, при таких потерях, будут неконкурентоспособны. Президент дал поручение начать работу по  восстановлению энергетических мощностей. Мы думаем, что в апреле начнем восстанавливать Аргунскую ТЭЦ, и в течение полутора лет она начнет выдавать 60 МВт - это пятая часть потребности республики.

- Недавно руководство республики заявило о намерении построить в Чечне каскад ГЭС на реке Аргун, на какой стадии этот проект?

- Во всех соседних регионах реки освоены в той или иной степени,  у нас ни одной ГЭС нет.

Река Аргун является единственной в Европе и Азии, которая, имея такой потенциал, не освоена. Ее потенциал - 1000 МВт, она очень бурная с большими перепадами. Для сравнения:  сегодня республика потребляет 350 МВт в год, а одна река в республике может давать в три раза больше.

Пока мы ведем проектные работы, думаю, в этом году приступим к строительству реально.

- Кто финансирует проект?

- Компания «RIKO GROUP» (Словения) под гарантии правительства России. Срок реализации проекта – 10-12 лет, всего будет построено 10 станций.

В 2012 году у нас запланировано ввести станции в Дуба-юрте и Чири-юрте. Они будут вырабатывать 150 МВт,  Аргунская ТЭЦ -50. 200 МВт своей энергии станет большим подспорьем.

В 2012 году будут свободные тарифы, по прогнозам на рынке юга России в 2015 году ожидается дефицит энергии где-то 2000 МВт, в 2020 году дефицит увеличится до 4,5 тысяч МВт. Несмотря на то, что мощности генерирующие будут вводиться, темпы развития промышленности будут опережать, т.е. сколько бы мы не вырабатывали электороэнергии ее будет не хватать.

После введения в строй своих энергетических мощностей, мы сможем выставлять на рынок энергию.

Сегодня Дагестан продает электроэнергию нам, Азербайджану, потому что они на реках получают где - то 2000 МВт, но они строят 60 лет.

Сегодня и у нас созданы предпосылки для развития энергетики, конечно мы отстали, в силу известных обстоятельств, от соседей, но, я думаю, что в ближайшие 10-15 лет мы догоним их.

- Ваш прогноз: когда республика сможет выйти на показатели промышленного производства, которые имели место в советское время?

- Это далекая перспектива, по прогнозам – через 20-30 лет, но достичь советских показателей будет сложно. Тогда сюда были вложены огромные средства, Грозный был крупным промышленным центром, вторым в регионе после Ростова.

Сегодня достичь таких показателей нереально. При Советском Союзе были госзаказы, а сегодня – рынок, все ниши заняты.

Мы будем развивать то, что востребовано. Тогда было проще – выпустил, и дальше голова не болит, продукция по госзаказам распределялась.

Впрочем, я и смысла не вижу восстанавливать разрушенные производства. Мы должны потребности рынка удовлетворять, заниматься  производством не ради производства, а ради прибыли. Если год какая-то продукция будет востребована, к примеру, можно за полгода построить цех или линию по ее выпуску, она себя окупит.

- Какова сейчас доля нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в экономике Чечни? Считаете ли вы эту цифру нормальной, или необходимо ее увеличение, либо уменьшение? Вы прогнозируете рост этой доли или ее снижение? Если снижение, то за счет роста каких отраслей?

- Роста никакого нет, у нас и предпосылок никаких для этого нет. Запасы нефти истощаются с каждым годом. Вот уже лет десять чеченская нефть экспортируется, переработки нет и мы ставим вопрос о строительстве здесь нефтеперерабатывающего завода.

Сегодня нас услышали, мы предпроектное технико-экономическое обоснование разработали, я думаю ближайшие месяц-два получим добро на строительство нефтеперерабатывающего завода.

- Какова мощность?

- Нам предлагают один миллион тонн в год, мы настаиваем - от трех. Вот этот спор у нас есть. Мы можем перерабатывать не только свою нефть. До войны перерабатывающие мощности в Грозном составляли до 22 миллионов тонн, добыча – 4-5 миллионов.

Общий объем добычи нефти в Чечне и близлежащих регионах может составить около трех миллионов тонн в год. Кроме того, надо учитывать еще один момент: через Каспий - Казахстан и Туркмения, которые экспортируют свою нефть мимо нас. Цель - привлечь этот потенциал. Переработка в Чечне принесет им больше прибыли, уменьшив расходы по транспортировке. После того как были уничтожены НПЗ в Грозном, юг России получает нефтепродукты из Уфы и Самары. На юге России, после разрушения грозненского завода ни одно предприятие по переработке не появилось. То, что Чечня поставляла, заменили Самара и Уфа. Оптимальный вариант – завод в Грозном снабжать сырьем для переработки. У нас есть для этого потенциал: кадры, нефтяной институт, инфраструктура, трудовые резервы.

- В прошлом году руководство Кабардино-Балкарии заявило о планах строительства  завода для переработки нефти, основным поставщиком сырья рассматривалась Чеченская республика. Какова судьба этого проекта?

- Кому могла прийти в голову такая идея – непонятно, из Грозного нефть везти в Кабардино-Балкарию, там  на ровном поле выстроить завод. Это был вообще нонсенс. Президент Рамазан Кадыров тогда заявил о неприемлемости такого варианта, мы представили сравнительный анализ, в котором была обоснована экономическая выгода строительства завода в Грозном, рентабельность которого на 30 % выше.

«Роснефть»  пересмотрела свои первоначальные планы, провела свой анализ ситуации и пришла к выводу, что экономически выгодней и целесообразней построить завод в Грозном.

- Каковы объемы добычи нефти в Чечне и как кризис повлиял на эти показатели?

- 1,5 миллиона тонн в год.

Объемы добычи снижаются, хотя мы и раньше настаивали на этом. Наша позиция заключалась в том, что не надо стремиться к сиюминутной выгоде, эксплуатируя изношенные нефтескважины, старое оборудование, обводняя скважины.

Когда цена на нефть была высокая, кампания стремилась как можно больше выкачать, руководство республики было заинтересовано в бережном отношении к запасам.

Руководство « Роснефти» настаивало сохранить сегодня объем добычи в пределах 1,8 миллиона тонн в год, мы защищали цифру в 1,5 миллиона тонн, в итоге остановились на этом. До кризиса добывали 2,5 миллиона тонн в год.

- Власти республики неоднократно выступали с резкими заявлениями в адрес «Роснефти», обвиняя ее в нарушении технологии добычи, варварской эксплуатации скважин,  в том, что не ведутся разработки новых месторождений, бурение. Какова ситуация сейчас?

- В этом плане мало что изменилось. Объемы добычи снижены - это уже является достаточно существенным вкладом в плане бережного отношения.

Мы нашли более-менее оптимальное решение, хотя говорить о бурении и разведке в сегодняшних условиях не  приходится. Цены на нефть упали, когда они были высокие мы настаивали, чтобы вели разведку, приращивали месторождения, но «Роснефть» нас не слышала и не выполняла свои лицензионные соглашения, которые обязалась выполнять, за все эти семь-восемь лет они пробурили три скважины, а должны были -15-18.

- А в дальнейших планах есть разработка, бурение?

- В этом году точно нет. Мы в прошлом году закладывали 1 млрд рублей на разведку, «Роснефть» полностью вычеркнула эту статью.

Сегодня средств  для разработок у компании нет,  цены на нефть упали, а обязательства по кредитам, которые брала компания, скажем на пять лет, надо выполнять и средств на развитие не хватает.

- Каковы запасы нефти в Чечне?

- Сегодня в пределах 20 миллионов тонн.

- А  неразведанные?

- Да есть и не разведанные, но мы предполагаем что до 50 млн тонн будет, есть  даже прогнозы до 150 млн, но для этого надо работать, искать, бурить, вкладывать деньги.

- Каковы экологические последствия нефтедобычи в республике?

- Экологические последствия достаточно тяжелые, в основном из-за того, что попутный газ сжигается. Мы боремся с этой проблемой, но пока цены на нефть были высокие на наши сигналы никто не обращал внимания, штрафы за газ платили и все.

В 2007 году, еще будучи президентом, Владимир Путин потребовал довести утилизацию попутного газа до 95%.  Уже разрабатывается программа, но чеченское правительство предложило финансирование программы по утилизации взять на себя, подготовлено соглашение по которому, в этом случае, газ передается Чечне, т.е. нефть ваша - газ наш.

Мы можем добывать 600-700 миллионов кубов попутного газа, сегодня где-то 400 миллионов кубов сжигается.  Мы покупаем у «Межрегионгаза» топливо по 1200 рублей за 1000 кубов, подсчет показывает, что «Роснефть» сжигает ежегодно 500 миллионов рублей, за 8 лет это получается 4 миллиарда рублей.

- Чеченский участок трубопровода «Баку-Новороссийск» может в будущем приносить какую-то пользу?

Только в том случае, если мы совместно с казахами или туркменами построим НПЗ и их нефтепотоки пойдут на переработку в Грозный. Тогда участок трубы от Махачкалы до Грозного может быть введен в эксплуатацию.

- А надежда есть?

- Хорошие отношения России с Казахстаном  и Туркменией вселяют  надежду, я думаю, что при общих устремлениях российских и чеченских властей можно найти выход.

Наши запасы на 5-7 лет, у них - на сто. Отправка на запад обходится дорого, транспортные расходы высокие – 45 долларов за тонну, а сюда довезти - 10 долларов. 

Казахстан через пару лет будет экспортировать 130 миллионов тонн, Туркмения добывает сегодня 12 миллионов тонн, внутренняя потребность - два миллиона, 10 миллионов тонн пойдет на экспорт.

- Рамзан Кадыров объявил 2009 год годом подъема сельскохозяйственного производства. Соответственно, финансовые вливание будут, прежде всего, в сельское хозяйство, и промышленность получит меньше. Когда, по Вашему мнению, в руководстве Чечни станет наиболее актуальным вопрос подъема промышленности? Может ли 2010 год стать «годом промышленности»?

Это будет следующий год, президент уже объявил об этом. Но это не означает, что в этом году промышленности уделяется меньше внимания. Президент всегда говорит, что надо восстанавливать промышленность и он полностью поддерживает любые усилия в этом направлении.

- Какова судьба совместного производства с АвтоВАЗом? Какие еще совместные производственные проекты сейчас прорабатываются?

- Сегодня во всем мире автопром в кризисном состоянии, все сокращают производство, сбыта нет. АвтоВАЗ тоже работает в трехдневную смену, но кризис не вечный, он пройдет.

Сегодня на нашем заводе есть возможность собирать до 10 тысяч автомобилей в год, но потребности нет.

Мы разрабатываем модели для инвалидов, надеемся получить госзаказ на выпуск этих машин, поскольку «Оку» уже сняли с производства.

В перспективе готовимся наладить выпуск автомобиля уже под собственным брендом. Это будет муниципальный автомобиль: водовозка, молоковоз, уборочная в виде грузовика четырнадцатой модификации, на который будут навешиваться разные приспособления. Мы изучали рынок, сегодня такой автомобиль востребован и цена будет доступной – 180-200 тысяч рублей.

- А название чеченского автомобиля?

- Мы объявим конкурс на лучшее название.

- А когда начнется выпуск?

- Хотим приступить к строительству предприятия уже в следующем году, проектные работы уже ведутся и в 2012 году по графику планируем начать выпуск.

Сегодня есть возможность сборки этой машины, но мы хотим, как в Японии, заходит стальной лист, а выходит автомобиль. Общая стоимость проекта около 300 миллионов евро.

Инвесторы – «RIKO GROUP». У них большой опыт автомобилестроения. Это серьезные партнеры, они работают в автомобилестроении и энергетике.

Конвейер который мы готовим для выпуска грузовиков гибкий и приспособлен к выпуску любых моделей, это будет суперсовременный завод. Другие автозаводы обновляются, а мы с нуля строим.

- А новое предприятие будет строиться или создаваться на базе существующего?

- На базе Аргунского завода «Пищемаш», максимально задействуем то, что есть.

- Какие проекты предоставит Чечня московским банкам для инвестирования? На какую сумму? Какой дальнейший график утверждения этих проектов? Когда реально придут деньги? Какие меры принимает руководство республики для того, чтобы эти деньги были потрачены по назначению.

- В основном это те, про которые мы уже говорили: гидроэнергетика, энергетика, автомобилестроение, производство автокомпонентов, сельское хозяйство, обувная фабрика где-то на 3 тысячи рабочих мест, общая сумма проектов - 150 миллиардов рублей.

Сегодня банки выбрали привлекательные для них предложения по профилю, по окупаемости и мы с этими банками уже ведем переговоры. Думаю они уже скоро определятся. Это не однодневная работа, процедура прохождения проектов до реального финансирования занимает как минимум несколько месяцев.

Целевое использование денег будет контролировать сам банк, их представители.  Закупаем, к примеру, оборудование – банк оплачивает сам, они сами не позволят использовать их не по назначению, эти деньги даются на возвратной основе, проекты должны окупить себя и вернуть деньги.

- Газификация горных районов, на какой стадии?

- Газ довели чуть выше Шатоя и Ведено. Сегодня есть программа газификации республики и реконструкции и замены старых газопроводов.  «Газпром» планирует вложить в программу модернизации газовой системы ЧР 7,5 миллиардов рублей. Она рассчитана на три года. Мы отправили им список населенных пунктов, которые необходимо в первую очередь газифицировать, по ним ведутся локальные сметы, чтобы не ждать, пока вся схема заработает.     

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала