Дипломатические отношения России с Ираком установлены 9 сентября 1944 года. В 1955 года они были прерваны иракским монархическим режимом и восстановлены в июле 1958 года после его свержения.
В августе 1990 года СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке резолюций СБ ООН по урегулированию последствий кризиса в Персидском заливе. В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 года Россия вместе с другими государствами «лагеря мира» прилагала усилия по предотвращению силовой развязки затянувшегося конфликта.
После свержения режима Саддама Хусейна в мае 2003 года Москва проводила линию на необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, выступала за сохранение территориальной целостности страны и восстановление ее суверенитета.
В декабре 2003 года Россию с кратким рабочим визитом посетила делегация Временного управляющего совета во главе с его действующим председателем, лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом аль-Хакимом. Она была принята президентом России Владимиром Путиным.
В июле 2004 года в Москве находился министр иностранных дел Временного правительства Ирака Хошияр Зибари, который провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и встретился с секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым.
В декабре 2004 года в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Ирака Айяд Аляви. Главу Временного правительства и сопровождавших его министров приняли президент России Владимир Путин и председатель правительства Михаил Фрадков.
В сентябре 2005 года в Нью-Йорке состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Ирака Джалялем Талабани.
Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари был еще трижды принят в Москве 19‑21 ноября 2005 года, 18‑21 сентября 2007 года и 11‑13 февраля 2008 года.
Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на подходы России к проблематике двусторонних отношений и настрой на всемерное укрепление и углубление взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах.
В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генконсульство России.
Также Россия планирует восстановить консульство на юге Ирака – в городе Басра.
Россия, а до этого Советский Союз, на протяжении нескольких десятилетий была одним из главных экономических партнеров Ирака. В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был и основным поставщиком оружия для иракской армии.
С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». В программе приняли участие российские компании «Зарубежнефть» (координация закупок иракской нефти), «Альфа-Эко», «Зарубежнетегазстрой», РАО «МЭС», «Машиноимпорт», ЛУКОЙЛ, ОНАКО, СИДАНКО, Татнефть, ТНК, Нафта-Москва, «Роснефть» и «Сибнефть».
За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло (варьируясь в зависимости от фазы гуманитарной программы) порядка 30‑40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.
По данным Минэнерго России, на момент начала военных действий российскими компаниями, представившими отчет в Минэнерго, было заключено с различными иракскими министерствами и ведомствами контрактов на сумму 2,2 млрд евро, из них одобрено СБ ООН – на 846,8 млн евро, находилось на одобрении – на 536,9 млн евро. Кроме того, эти компании уже исполнили контрактов на 763,5 млн евро. По некоторым оценкам, прямой ущерб этих компаний (без учета упущенной выгоды) в результате военных действий (офисы, машины, оборудование и т.п.) составил около 150 млн евро.
После прихода в Ирак американских войск и резкого ухудшения обстановки в стране в 2004 году российские фирмы и специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты.
В первое послевоенное время усилия России были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. Российские компании объявили о готовности в случае подтверждения иракской стороной подписанных в предвоенный период крупных контрактов и коммерческих соглашений, инвестировать в нефтяные проекты в Ираке более 4 млрд долларов.
На сессии Парижского клуба 17‑21 ноября 2004 года Россия присоединилась к общему решению о списании большей части иракского долга. Соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам было подписано в Москве 11 февраля 2008 года министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари и министром финансов России Алексеем Кудриным. Соглашение предусматривает списание 93% иракского долга, который составляет 12,9 млрд долларов. Списание будет проходить в несколько этапов. Первоначально будет списано 65% долга. Оставшиеся 4,5 млрд долларов будут погашены в два этапа в рамках последующих переговоров.
В ходе визита Хошияра Зибари в Москву в феврале 2008 года состоялось пятое (и первое за послевоенный период) заседание Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Был подписан Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
Проекты России в Ираке
На нынешнем этапе двусторонних экономических отношений между Россией и Ираком практическая работа ведется главным образом в области электроэнергетики. В августе 2003 года в Ираке возобновили работы «Технопромэкспорт» (ТЭС в г.Юсифия) и «Интерэнергосервис» (ТЭС в г.Насирии и пригороде Багдада). Однако в связи с резким ухудшением военно-политической обстановки в Ираке российское правительство в апреле 2004 года приняло решение об эвакуации из страны специалистов (около 900 чел).
Летом 2005 года ряд российских компаний («Интерэнергосервис» и «Энерго Инжиниринг Энтерпразиз») вновь возобновил работу в Ираке. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанции в пригороде Багдада («Южная ТЭС»). В стране находится несколько десятков российских специалистов.
Россия особенно заинтересована в развитии сотрудничества с Ираком в области ТЭК. Российские компании участвовали в проектах по геологоразведке и обустройству месторождений Субба, Лухейс, Северная Румейла (суммарные запасы нефти – 2,1 млрд тонн). На момент начала военных действий в марте 2003 года в Ираке российскими компаниями был заключен ряд контрактов на геологоразведку и обустройство еще целого ряда нефтяных месторождений – таких, как Нахр-Бен-Умар (6 млрд. баррелей), Рафидейн (100 млн тонн), Гараф (80‑100 млн тонн). Самый крупный среди них – контракт на обустройство и разработку месторождения Западная Курна – вторая очередь.
В настоящее время приоритетной задачей здесь является возобновление реализации соглашения консорциума российских компаний с Министерством нефти Ирака о разработке второй очереди крупнейшего нефтяного месторождения Западная Курна. Консорциум в составе ЛУКОЙЛа (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и министерство нефти Ирака (25%) в марте 1997 года подписали соглашение о разработке месторождения Западная Курна‑2 на условиях СРП. Срок действия СРП был установлен до 2020 года.
Для ЛУКОЙЛа этот контракт был стратегическим: он предполагал, что российская компания будет оператором разработки месторождения с запасами 8‑10 млрд баррелей нефти и при этом получит контрольную долю в проекте. Необходимые инвестиции в проект оценивались в объеме 3,7 млрд долларов.
Данный контракт в декабре 2002 года министерство нефти Ирака в одностороннем порядке объявило расторгнутым, ссылаясь на то, что ЛУКОЙЛ его не выполнял. Российская сторона не признает правомочности этого шага. После свержения режима Саддама Хусейна велись переговоры о необходимости признания прав российской компании на проект.
В ходе своего визита в Москву в августе 2007 года министр нефти Ирака Хусейн Аш-Шахристани заявил, что все действующие нефтяные месторождения страны, включая Западную Курну, будут переданы государственной нефтяной компании, которая сама решит, каких партнеров выбрать. Министр обозначил условия, которые иностранные компании должны соблюсти, чтобы победить в планируемых тендерах. По его словам, нефтяные контракты должны представлять наибольшую выгоду для иракского народа, признавать суверенитет Ирака и его права на владение недрами, обеспечивать охрану окружающей среды, способствовать подготовке иракских национальных кадров для работы в нефтегазовой сфере, а также предусматривать участие нефтяных компаний в развитии тех районов, в которых они действуют.
ЛУКОЙЛ имеет уже практически готовый проект разработки месторождения Западная Курна-2.
По просьбе иракского правительства и в надежде на новые контракты ЛУКОЙЛ подготовил на безвозмездной основе проект документации по реконструкции систем обводненности скважин на месторождении «Южная Румейла», в процессе работа над проектной документацией по оценке запасов месторождения «Северная Румейла».
На предприятиях ЛУКОЙЛа ежегодно проходят подготовку сотрудники структурных подразделений Министерства нефти Ирака. Стажировка специалистов и обучение студентов из Ирака осуществляются в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанным ЛУКОЙЛом и Министерством нефти Ирака в Багдаде в марте 2004 года. Также ЛУКОЙЛ неоднократно оказывал гуманитарную помощь народу Ирака.
В аналогичной ситуации находятся и другие российские компании. Хотя не у всех дело дошло до подписания контракта, а ограничилось лишь меморандумами о намерениях, однако многие успели вложить деньги в разработку проекта. Среди них и возглавляемая председателем Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрием Шафраником компания «Союзнефтегаз».
«Союзнефтегаз» подписал с министерством нефти Ирака меморандум о намерении разрабатывать месторождение «Рафидейн» на юге страны с запасами около 100 млн тонн нефти. До начала войны компания успела составить ТЭО по освоению месторождения.
В апреле 2008 года ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" получили доступ к участию в тендерах на разработку недр Ирака. Всего в тендере участвовали 120 компаний. Из этого списка были выбраны 35, в том числе почти все крупнейшие мировые энергоконцерны. Российских компаний в нем только две.