МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Мировой финансовый и экономический кризис позволил представленным в России иностранным компаниям избавиться от многочисленных посредников и облегчить свою работу, говорится в исследовании Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia).
"Кризис в большей степени не экономический, а виртуальный. Исчезли многочисленные посредники, перепродавцы, перекупщики и так далее. И поэтому сейчас нашей компании (она зарубежная) и многим другим иностранным компаниям, я знаю, стало легче работать в России. Появилась возможность напрямую работать с тем, с кем тебе надо, без виртуальных разных посредников", - сказал один из экспертов, опрошенных ассоциацией.
Всего респондентами исследования на тему "Инвестиционная привлекательность и бизнес-имидж России в кризисный период и в перспективе", проведенного в период с ноября 2008 по февраль 2009, стали 35 человек - топ-менеджеры мультинациональных компаний, международных бизнес-ассоциаций, представители инвестиционно-финансовых групп, иностранные журналисты. Среди экспертов - представители таких компаний, как Merrill Lynch, KPMG, Investment project "Goodwill City", Handelsblatt, The Times, Mitsubishi Electric, Coca-Cola, Economic Intelligence Unit, Ассоциация Европейского бизнеса, Американская торгово-промышленная палата и другие.
Вице-президент IABC Russia, руководитель исследования Юлия Стоногина на презентации в четверг в РИА Новости сообщила, что среди мер, которые авторы исследования предлагают для выхода РФ из кризиса: завершение процесса вступления в ВТО, снижение административных барьеров, введение режима налогового благоприятствования, переориентация экономики - уход от добывающего уклада, инновации и модернизация всей системы образования.
По мнению респондентов, у России есть огромное преимущество по сравнению с некоторыми развитыми странами, - ей есть куда развиваться.
"В настоящее время Россия - страна с развивающейся экономикой, и вот в этом качестве она и ценна для международного инвестиционного сообщества. Если многие страны утратили вектор развития, то у России он есть", - говорится в исследовании.
Респонденты отметили, что Россия для Европы в первую очередь остается товарным экспортером нефти и газа, а также крупнейшим потребительским рынком и хорошей платформой для экспансии на приграничные рынки. "Россия расположена удобно на полпути, например, в Центральную Азию, для развития там бизнеса", - отмечают эксперты.
Российская экономика, согласно исследованию, имеет негативные и позитивные отличия от других растущих экономик. К негативным эксперты относят более позднее открытие для внешних рынков и высокий уровень коррупции (в коррупционном рейтинге Турция, к примеру, находится на 64 месте, Китай, Индия и Бразилия на 72 месте, а Россия - на 143).
"Среди БРИК Россия на последнем месте. Потому что у нас плохая инфраструктура, высокий уровень коррупции... и сильная зависимость от импорта продуктов питания и товаров массового потребления", - отмечается в исследовании.
Среди позитивных отличий: натуральные и человеческие ресурсы, географический фактор соседства и культурная близость к Европе. "Респонденты говорят, что более естественно инвестировать в Россию, чем, например, в далекую Бразилию. Русские люди более понятны Европе и Штатам", - сказала Стоногина.
Имидж России, в целом, меняется вместе с переменами в экономике. В 90-е годы Россия - сырьевой придаток, в 2001-2005 годах отмечается высокий риск и высокий потенциал, а в 2006-2008 годах - высокая инвестиционная привлекательность, считают зарубежные эксперты.