МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в четверг одобрил законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" и рекомендовал его к первому чтению.
Законопроект был внесен правительством и, как ожидается, будет принят в первом чтении 17 апреля при условии существенной доработки ко второму чтению.
Предлагаемые законопроектом меры по предотвращению, выявлению и пресечению злоупотреблений на организованных рынках (финансовом и товарном) в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком направлены на обеспечение рыночного механизма ценообразования, укрепление доверия как отечественных, так и зарубежных инвесторов и обеспечение повышения их конкурентоспособности.
Как сообщил журналистам глава комитета Владислав Резник, не оспаривая необходимость скорейшего принятия законопроекта, комитет считает необходимым дополнительную проработку ряда вопросов, в частности, в формулировки ряда базовых понятий и оценочных категорий не раскрытых в гражданском законодательстве. По его словам, к таким понятиям можно отнести "инсайдерская информация", "манипулирование рынком", "инсайдер", "нестандартные сделки".
Резник также отметил, что требует дополнительного обоснования выведения из-под действия законопроекта вопросов, связанных с деятельность Банка России, правительства РФ, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, а также органов и лиц, действующих от их имени, в части, касающейся управления государственным и муниципальным долгом и осуществления денежно-кредитной политики.
Депутат также подчеркнул, что серьезные опасения возникают по поводу отнесения СМИ и рейтинговых агентств к инсайдерам наравне с другими участниками правоотношений.
Сейчас в законодательстве используется термин "служебная информация". В отличие от служебной, инсайдерская информация, будучи раскрытой, способна повлиять на рыночную стоимость финансовых инструментов или товаров, а в случае появления информации, которая может быть отнесена к инсайдерской, эмитент ценных бумаг и иные лица обязаны принять меры к ее скорейшему раскрытию.
В то же время определяется, что предусматриваемые законопроектом нормы не должны применяться по отношению к операциям с финансовыми инструментами для реализации государственной денежно-кредитной политики. Такие операции обычно проводят Центральный банк РФ или другие уполномоченные государственные органы страны.
Законопроект во многом заимствует опыт регулирования таких вопросов, закрепленный в директивах ЕС.
Законопроект устанавливает виды ценных бумаг, финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация и применительно к которым возможно ее неправомерное использование. Определяется круг инсайдеров - лиц, располагающих инсайдерской информацией. Устанавливаются запреты на использование инсайдерской информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, через "дачу рекомендаций" на основе имеющегося инсайда.
Определяются также требования к раскрытию инсайдерской информации, требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках, которые являются необходимыми для предотвращения и выявления соответствующих правонарушений в этой сфере.
Государство в лице соответствующего ведомства для контроля за соблюдением закона получает право требовать предоставления документов и информации, проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и другой лицензируемой деятельности.