МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. Введению безвизового режима между Россией и Евросоюзом во многом препятствует выдача российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии, в результате чего они в перспективе смогут получить право безвизового въезда в ЕС, в отличие от граждан Грузии, что неприемлемо для Евросоюза, считают авторы доклада "Перспектива безвизового режима в отношениях между Россией и ЕС".
"На политическом уровне проблемы коренятся в слабой поддержке безвизового режима в отдельных странах ЕС, в распространенном мнении, что с введением безвизового режима Россия получит больше, чем Европа, а также в выдаче российских паспортов на Кавказе", - отмечается в подготовленном Финским институтом международных отношений докладе, презентация которого прошла в среду в Москве.
"...Перспектива предоставления жителям Южной Осетии и Абхазии права безвизового въезда в ЕС в то время, как граждане Грузии такой возможности не имеют, политически неприемлемо для ЕС и потому ставит возможные соглашения под вопрос", - считают авторы доклада.
Грузия всегда рассматривала Абхазию как часть своей территории. Власти Абхазии не соглашались на предлагаемый Грузией статус автономии и настаивали на признании региона как субъекта международного права. В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали другую автономию Грузии - Южную Осетию, которая также добивалась признания независимости, и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и вытеснила грузинских военных из региона. Абхазия тем временем восстановила контроль над всей территорией республики, вытеснив грузинские войска из верхней части Кодорского ущелья.
В конце августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. Страны запада подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии, но спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе. В частности, генсек Совета Европы Терри Дэвис заявил, что за войну на Южном Кавказе и ее гуманитарные последствия несут ответственность в равной степени Россия и Грузия.
В докладе также отмечается, что одним из препятствий на пути к безвизовому режиму является обеспокоенность стран ЕС защищенностью документов в России.
"В этом пункте европейская сторона непоколебима, она требует гарантий, что проездные документы не могут быть фальсифицированы и что владельцы паспортов могут 100-процентно доказать свою идентичность", - говорится в докладе.
Касаясь ныне действующего визового режима, авторы доклада отмечают, что существующая система работает в целом удовлетворительно.
"Если говорить о существующем визовом режиме, то система работает, она обслуживает огромное количество визитеров обеих сторон", - сказал директор российской программы Финского института международных отношений, один из авторов доклада Аркадий Мошес, представляя доклад.
Он отметил, что процент отказа в визах крайне невелик, в различных европейских посольствах показатель колеблется от 0,5% до 3%.
"Большинство людей, которые хотят отправиться в путешествие, получают визы. В целом, России и Евросоюзу удается успешно решать наиболее острые проблемы", - сказал Мошес, в качестве примера приведя решение проблемы калининградского транзита.
Вступление в 2006 году Литвы и Польши в шенгенскую зону для калининградцев обернулось усложнением правил поездок. Жители области, которая не имеет сухопутных границ с РФ и окружена государствами ЕС, лишились выдававшихся прежде бесплатно многократных и долгосрочных виз в соседние страны. В конце октября 2008 года МИД РФ озвучило набор предложений, которые призваны снизить остроту калининградской визовой проблемы. В их числе - широкое применение практики выдачи виз с ограниченным территориальным действием, оформление бесплатных, в том числе, и многократных шенгенских виз для граждан России, постоянно проживающих в Калининградской области.
В то же время, Мошес отметил, что сейчас действующая система "становится все более неадекватной и постепенно становится препятствием для контактов между гражданами России и Евросоюза".
В качестве одного из недостатков существующей системы авторы доклада отмечают отсутствие гармонизированной практики работы европейских консульств, выдающих визы российским гражданам.
"Российская сторона остро ощущает, что европейские консульские отделы неодинаково выполняют правила, крайне усложняя процедуру подачи заявления на получение визы и таким образом ставя людей в неравные условия", - говорится в опубликованном исследовании.
Другим недостатком визовой практики в отношениях РФ и ЕС является необходимость регистрации для европейских граждан, приезжающих в Россию, отметил Мошес. По его мнению, требование регистрации ставит европейских граждан в России в невыгодное положение по сравнению с россиянами в ЕС.
"Россия требует, чтобы все приезжающие как можно скорее регистрировались в местных отделениях МВД, если они остаются в стране более 3 дней. Регистрация требует много времени и обременительна для тех, кто проживает не в гостинице", - говорится в докладе.
Тем не менее, по мнению исследователей, идея безвизового режима не является неосуществимой в перспективе.
"Но в нынешнем ситуации и безвизовый режим, и ужесточение режима невозможно. В то же время нынешняя визовая практика неадекватна", - отмечается в опубликованном документе.
По мнению авторов доклада, промежуточным решением визового вопроса могла бы стать дальнейшая либерализация визовых отношений между Россией и Евросоюзом, в частности, выдача долгосрочных многократных виз для граждан с хорошей репутацией, ранее своевременно возвращавшихся на родину по истечении срока визы, гармонизация визовой практики в шенгенских странах и отмена регистрации для граждан ЕС с российской стороны.