ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 8 апр - РИА Новости. Спускаемый аппарат пилотируемого корабля "Союз ТМА-13", на котором с МКС на Землю возвращаются экипаж 18-й экспедиции (американец Майкл Финк и россиянин Юрий Лончаков) и космический турист американец венгерского происхождения Чарльз Симони, в штатном режиме приземлился в Казахстане, передает корреспондент РИА Новости из подмосковного ЦУПа.
Через непродолжительное время космических путешественников извлекут из спускаемой капсулы, после чего на вертолете отправят на Байконур. Оттуда самолетом они улетят в подмосковный Звездный Городок.
Всего в поисковой операции были задействованы 12 вертолетов, три самолета, четыре эвакуационно-спасательных машины и одна машина связи Росаэронавигации.
По сообщению поисково-спасательной службы, экипаж перенес посадку нормально, самочувствие его членов хорошее.
Это вторая успешная посадка после двух подряд баллистических спусков предыдущих экипажей. Первую успешную посадку совершил экипаж 17-й экспедиции на МКС в октябре 2008 года. До этого две предыдущих экспедиции - в октябре 2007-го и в апреле этого года - возвратились на Землю по баллистическому спуску, то есть с жесткими перегрузками по причине несрабатывания одного из пиропатронов, отвечающего за отстрел спускаемой капсулы с космонавтами при вхождении космического корабля в атмосферу Земли.
Новым командиром МКС стал 50-летний российский космонавт Геннадий Падалка, которому 21 июня исполнится 51 год. В его подчинении полгода будет находиться американский астронавт Майкл Барратт. На борту МКС остается также японец Коити Ваката, который ожидает отлета на Землю первым же рейсом американского шаттла.
Помимо смены экипажей на МКС производится замена кораблей "Союз", которые играют роль "спасательных шлюпок" - только на них в отсутствие американских шаттлов можно эвакуировать людей со станции в случае разгерметизации, пожара или другой серьезной нештатной ситуации. На "Союзе ТМА-13" члены 18-й экспедиции МКС вернулись на Землю, а причальный порт станции занимает теперь новый корабль - "Союз ТМА-14", на котором прилетели космонавты 19-й экспедиции. Замена кораблей, по правилам техники безопасности, должна осуществляться один раз в полгода.
Что сделал экипаж 18-й экспедиции за время пребывания на МКС
Во время пребывания на станции экипаж 18-й экспедиции осуществил стыковку нескольких американских шаттлов, российских грузовых кораблей "Прогресс". Космонавты также осуществили два выхода в открытый космос по российской программе, из них один - внеплановый.
Кроме того, экипаж должен был выполнить обширную программу научно-прикладных исследований - более 50 российских научных экспериментов и ряд совместных российско-европейских экспериментов, в частности, по биотехнологии, биофизике, экологии.
Космический турист Симони во время своего десятидневного пребывания на МКС также должен был выполнить свою научную программу. В частности, в его задачи входило проведение эксперимента по измерению радиации с использованием дозиметра, а также выполнение серии биологических экспериментов.
Что брал с собой на станцию экипаж 18-й экспедиции
Экипаж 18-й экспедиции на МКС брал с собой на станцию фотографии родных, различные талисманы, сувениры, значки, вымпелы, флажки. Максимальное количество груза, который экипаж мог взять с собой в качестве личных вещей такого плана, - один килограмм, поэтому космонавты брали только небольшие сувениры и другие вещи.
Биографии вернувшегося на Землю экипажа и космического туриста
Юрий Лончаков
Юрий Лончаков родился 4 марта 1965 года в городе Балхаш Джезказганской области Казахской ССР. В 1982 году в Актюбинске закончил школу №22. Поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ). В 1998 году окончил Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) имени Н.Е. Жуковского по специальности "Испытания летательных аппаратов и их систем", получил квалификацию летчик-инженер-исследователь. После этого Лончаков был зачислен в отряд космонавтов.
Первый полет Лончаков совершил с 19 апреля по 1 мая 2001 года в качестве специалиста на шаттле Endeavour STS-100 по программе сборки МКС. Продолжительность полета составила 11 суток и 21 час.
Второй полет он осуществил с 30 октября по 10 ноября 2002 года в качестве второго бортинженера по программе четвертой экспедиции посещения на МКС вместе с другим российским космонавтом Сергеем Залетиным и бельгийским астронавтом Франком де Винне. Продолжительность полета составила 10 суток и 20 часов.
В мае 2008 года, после временного отстранения от подготовки к полету бортинженера основного экипажа МКС-18 Салижана Шарипова, Лончаков был переведен из дублирующего экипажа миссии в основной экипаж.
Лончаков имеет звание полковника. Он также является кандидатом в мастера спорта по дзюдо и радиоспорту, имеет второй разряд по парашютному спорту.
Российский космонавт увлекается горными лыжами, подводным плаванием, горным туризмом, любительской астрономией, игровыми видами спорта, фотографией, коллекционирует образцы минералов и археологических находок, играет на гитаре.
Женат, имеет сына.
Майкл Финк
Майкл Эдвард Финк родился 14 марта 1967 года в Питсбурге, штат Пенсильвания, но считает своей родиной город Эмсворт, также в Пенсильвании. Учился в Массачусетском технологическом институте, был стипендиатом ВВС США. В 1989 году завершил курс обучения, получив степени бакалавра в области аэронавтики и астронавтики, а также в области наук о Земле, атмосфере и планетах. Затем Финк получил степень магистра наук в области аэронавтики и астронавтики в Стэнфордском университете в 1990 году и вторую степень магистра в области физических наук (планетарной геологии) в Университете Хьюстона, Клиар Лейк, в 2001 году.
В 1990 году Финк перешел на службу в ВВС США и был приписан к Центру космических и ракетных систем ВВС (авиабаза в Лос-Анджелесе, штат Калифорния). В Центре он служил в качестве инженера по космическим системам и их испытаниям.
В 1994 году, окончив школу летчиков-испытателей ВВС США (авиабаза Эдвардс, штат Калифорния), Финк получил назначение в 39-ю летно-испытательную эскадрилью (авиабаза Эглин, штат Флорида). Здесь в качестве инженера по летным испытаниям он участвовал в ряде испытательных программ, а также летал на самолетах F-16 и F-15. На счету подполковника свыше 800 часов налета на более чем 30 различных типах самолетов.
Финк был отобран кандидатом в астронавты NASA в апреле 1996 года. Финк, в частности, являлся членом дублирующих экипажей 4-й, 6-й и 13-й экспедиций на МКС и имеет квалификацию бортинженера пилотируемого корабля "Союз".
Опыт космических полетов: Финк входил в состав экипажа 9-й экспедиции на МКС (18 апреля - 23 октября 2004 года). Выполняя функции исследователя и борт-инженера МКС, он провел на орбите полгода, в течение которых проводил научные эксперименты, обеспечивал работу систем станции, и выполнил четыре выхода в открытый космос общей длительностью 5 часов 45 минут и 22 секунды. Финк провел в космосе 187 дней 21 минуту и 17 секунд.
Финк увлекается путешествиями, геологией, астрономией, изучением иностранных языков и чтением, владеет японским и русским языками.
Женат, имеет двоих детей.
Чарльз Симони
Чарльз Симони родился 10 сентября 1948 года в городе Будапешт (Венгрия). В 13 лет стал победителем конкурса юных любителей космоса в Венгрии. Наградой победителю была поездка в СССР и встреча с одним из первых советских космонавтов Павлом Поповичем. Еще в школе Симони стал увлекаться компьютерами и программированием. В 17-летнем возрасте он покинул Венгрию и стал работать программистом в Копенгагене (Дания).
В 1968 году переехал в США. В 1972 году окончил Калифорнийский университет в Беркли со степенью бакалавра по технической математике. После этого работал в Исследовательском центре корпорации XEROX - Palo Alto Research Center (PARC). В 1977 году в Стэнфордском университете получил степень доктора наук по вычислительной технике.
В 1981 году перешел в компанию Microsoft, где занимал должности директора по разработке приложений, главного архитектора и главного технолога, возглавлял команды по разработке таких программных продуктов, как Microsoft Word и Microsoft Excel. В 1982 году получил американское гражданство.
В 2002 году вместе с профессором Грегором Кицалешом основал компанию по разработке программного обеспечения Intentional Software Corporation. В 2004 году основал "Фонд искусств и науки Чарльза Симони" с капиталом в 75 миллионов долларов. До своего первого полета в космос опыта космических полетов не имел. Первый полет Симони осуществил в составе 15-й экспедиции на МКС в апреле 2007 года. Женат.
Симони - рекордсмен по полетам на МКС среди космических туристов
Симони стал рекордсменом среди космических туристов по количеству полетов и по времени, проведенному на околоземной орбите. Первый раз он летал на МКС в 2007 году, заплатив за это 25 миллионов долларов, второй полет обошелся ему в 35 миллионов долларов. Однако второе путешествие в космос для Симони стало последним, поскольку его супруга запретила ему полететь на МКС в третий раз. "Я теперь женат (в 2007 году был холост), и мне теперь надо считаться и с мнением супруги. Третий раз я не полечу (на МКС), жена мне запретила", - сказал ранее Симони.
Но игра стоила свеч: помимо продолжения реализации собственной научной программы Симони воспользовался шансом стать "крайним" непрофессиональным участником космического полета, так как все места в российских космических кораблях "Союз" уже распределены на несколько лет вперед между космонавтами из России, Казахстана, США и Европы.
Несмотря на всю серьезность работы на МКС, Симони оказался немного сентиментален: в этот полет он брал с собой на станцию два обручальных кольца и мягкую игрушку жены - тюленя - в качестве талисмана. В ходе своего первого визита на станцию он проштамповал свой паспорт печатью МКС и брал с собой свой личный медальон (бейдж), а также традиционные флажки США, Венгрии и России.
Как сказал Симони РИА Новости перед своим первым полетом, он с детства мечтал о полетах в космос. В 13 лет победа на конкурсе юных любителей космоса принесла ему поездку в Россию и встречу с одним из первых российских космонавтов Павлом Поповичем - и именно встреча с ним повлияла на дальнейшую жизнь Симони. Впоследствии Чарльз стал опытным пилотом - у него есть действующая лицензия на управление реактивными самолетами и вертолетами.
Работа нового экипажа на станции
Новому экипажу 19-й экспедиции на МКС также предстоит большая работа. В частности, как сообщал ранее Падалка, за полугодовое пребывание на станции экипаж проведет 43 научных эксперимента, пять из которых будут выполнятся впервые, восемь - в автоматическом режиме. По его словам, космонавты, в частности, выполнят эксперименты по медицине, астрофизике, геофизике, технические эксперименты.
Кроме того, в программе полета космонавтов запланированы один или два выхода в открытый космос, они также должны принять и разгрузить два российских грузовых транспортных корабля "Прогресс", японский грузовой корабль, встретить экипажи двух шаттлов.
Туризм на МКС
До второго полета Симони на МКС побывало шестеро, включая его, так называемых космических туристов, или, по официальной терминологии Роскосмоса, "непрофессиональных участников космических полетов". Новая страница в коммерческом использовании МКС была открыта после полетов на российский сегмент американца Дэниса Тито (в 2001 году) и южноафриканца Марка Шаттлуорта (в 2002 году). Возможность полета на МКС была также предоставлена гражданам США Грэгори Олсену (в 2005 году), Аноуше Ансари (в 2006 году), Чарльзу Симони (в 2007 году) и Ричарду Гэрриотту (в 2008 году).