МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. ГИБДД совместно со Сбербанком проводят эксперимент в Москве и Московской области - теперь информация об оплате штрафа будет приходить в подразделение буквально сразу после того, как операционист в банке оформил перевод, сообщает "Российская газета" в среду.
Новая система позволит избавить службу судебных приставов от "ложных вызовов", а водителей - от наказания за якобы неоплаченный штраф, пишет издание.
"Раньше банк, который принимал штрафы, составлял электронный реестр, аккумулировал средства, а потом передавал все это в территориальное казначейство, поскольку там распределяют бюджетные деньги по видам доходов. У этого способа два недостатка: предоставление информации затягивается и сложно четко персонифицировать платежи", - отмечает "Российская газета".
Сейчас в Москве и Московской области в порядке эксперимента внедряются новые технологии. Подразделения Госавтоинспекции сами будут составлять электронный реестр назначенных штрафов, где указываются номер постановления, сумма штрафа, и к этому реестру прилагаются реквизиты, куда штраф должен поступить. Он в течение суток пересылается в кредитные учреждения. Операционист, когда к нему приходит плательщик, набирает лишь номер постановления и тут же получает все реквизиты, куда перечислять деньги, а также данные нарушителя и сумму штрафа. Ему остается только принять деньги. Информация об оплате тут же поступает обратно в подразделение.
Если человек не оплатил штраф, то на 41-й день в ГИБДД на мониторе высвечивается информация о должнике. И тогда уже можно по этому поводу возбуждать административные дела и направлять их судебным приставам, пишет газета.
По ее данным, после "обкатки" этой технологии Сбербанк распространит ее по всей территории России. Это должно произойти уже в этом году.
Также в ГИБДД в качестве эксперимента начали внедрять систему информирования населения о долгах по штрафам в том же электронном виде. В Краснодарском крае с 1 июля прошлого года работает система контроля за платежами. Там человек может отправить СМС на определенный номер, указав номер машины. И тут же ответом получит сообщение - числится за ним долг или нет.
Пока же сама процедура оплаты и контроля таких штрафов создает массу конфликтных ситуаций. Сейчас после оформления инспектором постановления-квитанции за дорожный проступок у водителя есть десять дней на обжалование предъявленных ему претензий и 30 дней на оплату штрафа. Контроль за уплатой штрафа лежит на ГИБДД.
Однако информация о том, что водитель честно и вовремя раскошелился, нередко поступает в подразделения ГАИ не вовремя. Да и не всегда по полученной информации можно установить, что перечисленная сумма - это штраф от такого-то за такое-то нарушение. Поэтому зачастую возбуждаются дела о взыскании якобы неуплаченных штрафов и направляются судебным приставам, пишет газета.
Судебные приставы начали жаловаться, что взыскание мелких штрафов обходится государству значительно дороже. Они даже выступили с предложением увеличить мелкие штрафы до себестоимости их сбора.
Руководство Госавтоинспекции не поддержало эту инициативу, как и предложение заставить водителей ездить в ГАИ и предъявлять оплаченные квитанции, а права задерживать, пока штрафные деньги не пройдут через кассу.
Предложение приставов просто повысить штрафы - подход не совсем правильный, сказал заместитель начальника ДОБДД Владимир Кузин "Российской газете".
"В КоАП и в Уголовном кодексе заложен совершенно другой принцип: наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, - сказал Кузин. - Законодатель, устанавливая меру ответственности, руководствуется именно этим принципом".
По его словам, наказание должно носить превентивный, то есть предупреждающий характер. "Конечно, для кого-то и три тысячи рублей - не наказание, а для кого-то и сто рублей - серьезная потеря для кошелька. Да, штрафы у нас едины для всей страны, а мера воздействия разная. Но нельзя ориентироваться только на людей с большими доходами, ведь их как раз меньшинство", - заметил представитель ГАИ.