Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости
Плохо, когда споры между государствами негативно отражаются на судьбах жителей этих государств, но много хуже, если эти конфликты столь остры, что могут стирать с карты географические объекты. Последнее – не преувеличение; вспомнить хотя бы холодную войну с ее постоянной опасностью недосчитаться острова или реки из-за ядерных испытаний.
Ошибается тот, кто думает, что подобные конфликты в прошлом. В Центральной Азии, например, из-за сложного клубка политэкономических противоречий с карты может исчезнуть целое море. Имеется ввиду Арал.
На днях в московском посольстве Узбекистана состоялся брифинг, посвященный этой проблеме. Ситуация выглядит довольно плачевно. Уровень воды в Аральском море поддерживается двумя реками - Сырдарья и Амурдарья. Они начинаются южнее Узбекистана, в горах, и текут по территории нескольких азиатских постсоветских республик, в том числе Киргизии и Таджикистана.
Эти государства строят на реках гидроэлектростанции, так как испытывают сильную нехватку энергии. Она касается, как всякого рода производств, так и домов простых киргизов и таджиков – у многих из них нет возможности постоянно пользоваться электричеством. Для нормальной работы энергосистем Таджикистана и Кыргызстана из обеих рек изымается огромное количество воды, которую и недополучает Аральское море.
Специфика этого моря такова, (оно относится к так называемым внутренним морям), что малейшее вмешательство человека в экосистему моментально сказывается на его состоянии. Между тем, удар Аралу наносится не только со стороны киргизских и таджикских ГЭС. В Приаралье, которое является узбекской территорией, находятся огромные плантации хлопка. Для выращивания этого растения требуется огромное количество воды, которое тоже забирают из Арала.
По подсчетам ученых, уровень Аральского моря ежегодно падает на 20 сантиметров, и если не принять срочных мер, то море пересохнет окончательно. Впрочем, есть скептики, которые утверждают, что по ряду экологических причин, даже если завтра остановят работу всех ГЭС и прекратят деятельность хлопковых плантаций, экосистема Арала уже никогда не восстановится. Но остановка этих предприятий для Узбекистана, Киргизии и Таджикистана невозможна. Хлопок для Ташкента является стратегическим сырьем, как нефть для России, к тому же в Приаралье живут 1,5 миллионов граждан Узбекистана, которые не имеют другой работы, кроме выращивания хлопка. В основной своей массе это бывшие аральские рыбаки, но в море уже практически не водится промысловой рыбы.
Что касается Киргизии и Таджикистана, то даже существующее количество ГЭС не в состоянии утолить растущий энергетический голод двух республик, а ведь эти страны не так богаты, чтобы добывать энергию из более дорогих экологичных источников. Ситуация осложняется тем, что три страны никак не могут договориться об общем видении проблемы Арала. Ряд политических противоречий, вызванных развалом СССР, делают ее излишне политизированной, так что клубок противоречий вокруг гибнущего моря все больше запутывается.
Проблема Арала имеет давнюю историю, ситуация возникла не вчера. Сокращения уровня этого моря длится, начиная с 60-х годов прошлого века. За это время регион очень изменился. Когда-то покрытые водой области сегодня превратились в пустыни, тут и там на песке валяются заржавленные корпуса рыбачих кораблей, рядом с которыми и живут бывшие рыбаки. Все жители этих мест чрезвычайно страдают от последствий экологического бедствия. Кроме того, что большинству из них крайне трудно найти работу, многие из них болеют различными заболеваниями, которые распространились в результате ухудшения экологической обстановки. Среди них: рак пищевода, туберкулез и многие другие болезни. Уехать большинству из приаральцев некуда.
В довершение зол высыхание моря соединило с берегом ряд небольших островков, на которых советские ученные испытывали в свое время различные виды оружия, в том числе биологического. Нет никакой уверенности, что не получит неожиданное распространение то, что осталось на этих островах после военных.
Наконец, за минувшие десятки лет засыхающий Арал изменил климат этого региона - он стал резкоконтинентальным. Процесс сказывается даже на России, которая, казалось бы, находится вдалеке от проблемы. Из-за изменений, происходящих в регионе, поднимаются песчаные бури, которые доходят до Оренбурга.
А ведь когда-то эти края были похожи на восточную сказку. До 60-х годов Аральское море было четвертым по величине море-озером в мире, пропуская перед собой только Каспий, Великие озера в Америке и африканское озеро Виктория. Арал был оазисом между двумя пустынями: Каракумы и Кызылкум. Тут, среди песков, располагались прекрасные зоны отдыха и пляжи – места паломничества туристов. Между сравнительно крупными портами Мунайк и Аральск курсировали суда, нагруженные рыбой... Теперь все в запустении.
Хотя опасность проблемы Арала для России не столь высока, как для постсоветских азиатских республик, Москва имеет возможности влияния на развитие событий. С одной стороны, она участвует во многих местных экономических проектах, в том числе в строительстве ГЭС в бассейне Сырдарьи и Амударьи, например: Камбарата-1 и Камбарата-2 (Киргизия), идут переговоры о Рогунской ГЭС в Таджикистане. С другой, Кремль старается не вмешиваться в многочисленные местные центральноазиатские споры - ему, таким образом, легче вести плодотворный диалог.
На первый взгляд российское вмешательство могло бы переломить существующую ситуацию. Однако для Москвы проблема Арала относится к числу "гуманитарных вопросов", которые оттеснены в конец повестки дня - после экономических кризисов, политических выгод, заманчивых коммерческих проектов и прочих "насущных вопросов".
Существует ряд общественных и международных организаций, которые занимаются спасением высыхающего моря, таких как Международный фонд спасения Арала, но этого явно недостаточно. Ситуация, видимо, и дальше будет развиваться в традициях голливудских фильмов-катастроф, где природа наказывает зарвавшихся людей за неверно расставленные приоритеты. Обреченному Аралу уже даже придумано название, под которым он будет фигурировать в качестве пустыни - Аралкум. Это будет самая молодая пустыня в мире…