Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 6 апр - РИА Норвости. Северная Корея буквально всколыхнула мир, запустив 5 апреля с космодрома на восточном побережье страны телекоммуникационный спутник с помощью ракеты-носителя, который США и их азиатские союзники считают замаскированным испытанием межконтинентальной баллистической ракеты. Логика проста - ракета для вывода на орбиту спутника может стать оружием, если вместо спутника зарядить ее ядерной боеголовкой. "Кухонный нож тоже можно считать оружием", - возражают в Пхеньяне.
Ни дипломатия, ни международные санкции не смогли удержать КНДР от развития ее ракетной программы, которая с нынешним запуском ракеты - вторым после 1998 года - оказалась успешной. А чрезмерная реакция противников Пхеньяна только явно усложнила переговоры о его ядерном разоружении. Тем более, что новый американский президент-демократ Барак Обама, на которого в КНДР возлагали большие надежды, назвал запуск ракеты "провокацией", выступая перед жителями в Праге.
Об успехе запуска было практически сразу и с гордостью объявлено в Пхеньяне, однако, по оценкам военных США и Южной Кореи, попытка запустить спутник провалилась, поскольку все три ступени ракеты упали в океан и никакой объект на орбиту не выходил. Более того, изначально американские представители, включая Барака Обаму, и печать США старательно избегали упоминание спутника вообще.
Что же на самом деле произошло и почему возникли такие противоречия в оценках?
В 1998 году КНДР запустила свой первый телекоммуникационный спутник "Кванменсон-1" ("Яркая звезда") с помощью ракеты "Пэктусан". Американские и японские политики тогда тоже заявили, что запуск был безуспешным. Но через спутниковую антенну можно было все это время смотреть северокорейское телевидение, чем пользуются и дипломаты посольства КНДР в Москве.
На этот раз ракета "Ынха-2" ("Млечный путь") была запущена со спутником "Кванменсон-2", который передал на землю мелодии патриотических песен КНДР, прославляющих ее вождей.
Где правда? Возможно, российское космическое агентство сможет внести ясность и понять, есть ли спутник КНДР на орбите или нет среди нескольких тысяч себе подобных. Но пока попытаемся разобраться в том, для чего запуск спутника был столь важен для Пхеньяна и для чего его противники стремились помешать старту различными угрозами.
Логика Северной Кореи
Жизнь в КНДР никогда не казалась легкой, все существование ее народа представляет собой борьбу за выживание. Международная изоляция усиливает трудности в этой стране, и достижение каких-то успехов чрезвычайно важно для того, чтобы укрепить авторитет высшего руководства в глазах собственного населения и идеологии "чучхе", предполагающих развитие на основе опоры на собственные силы. Запуск собственной ракеты с собственным спутником имеет особое значение, поскольку даже южнокорейские эксперты вынуждены признать, что по технологии в этой области КНДР опередила Южную Корею, которая только собирается в этом году запустить свой спутник со своей территории, а не с помощью других стран. Возможно, это обстоятельство сильно раздражает Сеул, возможно - нет. Но нынешнее южнокорейское правительство присоединилось к кампании Японии по максимальному привлечению внимания к ракетной программе Пхеньяна.
Центральное телевидение, радио и информационное агентство КНДР передало несколько часов спустя после старта ракеты заявление, в котором прямо говорится о гордости за достижения в космических технологиях и выражена готовность продолжать программу запуска спутников.
Она позволит стране решать не только проблемы наблюдения за природными явлениями, вести геологоразведку, обеспечивать связь, но и получать снимки из космоса районов Южной Кореи, а это уже точно не может не раздражать Сеул, так же как сканирование территории КНДР американскими и южнокорейскими спутниками раздражает Пхеньян.
Разумеется, ракетные технологии для запуска спутников можно использовать для пусков боевых ракет. Но, по оценкам западных экспертов, у Северной Кореи уже достаточно ракет среднего радиуса действия, которые могут поражать военные базы США в Южной Корее и Японии. После войны в Ираке у Пхеньяна не осталось сомнений в том, что США могут поступить с КНДР так же, как и с иракским режимом Саддама Хусейна. Усвоен также и урок со сменой администрации в Соединенных Штатах, когда при демократе Билле Клинтоне в 90-е годы прошлого столетия были достигнуты и начали реализовываться договоренности в области мирного использования атома, а с приходом Джорджа Буша они были в одночасье отменены и Пхеньян, по его разъяснениям, был просто вынужден обзавестись ядерным оружием, испытанным в 2006 году.
Кстати, тогда тоже в США усомнились в том, что это было действительно ядерное оружие, но резолюция Совета безопасности ООН, запрещающая разработку баллистических ракет в Северной Корее, была принята.
У северных корейцев нет гарантий, что в случае новых договоренностей с демократическими государствами они не окажутся отброшенными в случае смены очередной власти. Поэтому "средства сдерживания" для Пхеньяна важнее риса насущного.
Реакция на запуск ракеты в КНДР у ее противников оказалась ей на руку в большей степени, чем если бы нынешний шаг этой страны оказался проигнорированным или незамеченным в мире. Теперь, когда столько внимания было уделено Пхеньяну после застоя в шестисторонних переговорах о ядерной проблеме (в них участвуют дипломаты России, США, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии), с ним снова начнут разговаривать и дипломатическая игра будет продолжена. Причем Соединенные Штаты вряд ли готовы пойти на нормализацию отношений с нынешними северокорейскими властями, надеясь, в конечном итоге, на смену режима в КНДР. Со своей стороны, Пхеньян в таких условиях не намерен разоружаться как в ядерной, так и в ракетной областях и готов обсуждать лишь прекращение дальнейших разработок оружия массового уничтожения и средств его доставки. Переговоры лишь помогут прощупывать сторонам позиции друг друга и решать какие-то сиюминутные проблемы - это лучше, чем ничего, в том числе, чтобы показать, что усилия для выхода из кризисов активно прилагаются.
Логика США и других противников КНДР
Запуск северокорейской ракеты показал, что реально крупнейшие державы ничего не смогли предпринять, чтобы помешать КНДР осуществить объявленные заранее планы. Ее примеру могут последовать и другие государства, в которых, в отличие от Северной Кореи, власти не обладают столь мощным контролем над населением. Эксперты сходятся во мнении, что это подстегнет соблазн для других стран обзавестись межконтинентальными ракетами и тем самым создаст новую гонку вооружений. С учетом этого, признать запуск спутника мирным и "пушистым" достижением северокорейской космической программы для Вашингтона было бы неудобно. Именно поэтому там старательно избегали упоминания спутника в связи с запуском ракеты. Если же однозначно обвинять КНДР в испытании военных ракетных технологий, то проще будет мобилизовывать международное сообщество для оказания давления на пхеньянское руководство. Поэтому для американцев появление мирного спутника КНДР на орбите было бы очень нежелательным явлением.
Но как показывает полувековая история, политика кнута и пряника, устрашения и давления на КНДР так и не достигла ни одной из ставившихся целей: США не удалось добиться ни смены режима на севере Корейского полуострова, ни прекращения его ракетной и ядерной программ. Более того, силовой и жесткий подход к Пхеньяну лишь подталкивает его к действиям, которые такой подход и призван предотвратить.