АНКАРА, 3 апр - РИА Новости, Андрей Палария. Реализация проекта "Голубой поток-2" по поставкам российского газа в Израиль через турецкую территорию повысит стратегическую значимость Турции для региона и улучшит ее инвестиционный климат; в то же время, проект не устранит дисбаланс в двусторонних связях и не уменьшит зависимость от России в энергоносителях, заявил ведущий турецкий эксперт по энергетическим вопросам Недждет Памир в интервью РИА Новости.
Газопровод "Голубой поток-2" станет продолжением проложенной из России в Турцию по дну Черного моря магистрали "Голубой поток". Вопросы реализации проекта обсуждались на прошедших в конце марта в Анкаре переговорах главы "Газпрома" Алексея Миллера с министром энергетики Турции Хильми Гюлером. В ближайшее время их планируется обсудить с израильской стороной.
"Участие Турции в реализации крупных энергетических проектов, вне сомнения, повышает ее стратегическое значение", - сказал Памир. При этом он напомнил, что среди них есть весьма спорные проекты.
"Самих труб для реализации энергопроектов недостаточно, что мы наглядно видим на примере "Набукко" (по поставкам нефти из бассейна Каспия в Европу в обход России). Судьба этого проекта остается под вопросом из-за отсутствия газа, достаточного для заполнения трубопровода", - добавил Памир.
"Обсуждаются проекты строительства различных трубопроводов, проходящих через турецкую территорию. Это и "Набукко", в случае реализации которого в Турцию будут вложены инвестиции в 4,6 миллиарда евро. Крупные вложения предусматривает и "Голубой поток-2", что, конечно же, повысит инвестиционную привлекательность Турции. С другой стороны, реализация проекта с Россией позволит создать новые рабочие места, что существенно в условиях роста в Турции безработицы", - продолжил собеседник агентства.
По его словам, если оценивать проект "Голубой поток-2" исходя из таких факторов, как стратегическая значимость, инвестиционная привлекательность, создание новых рабочих мест, то он очень выгоден стране. "В то же время, следует принимать во внимание и то обстоятельство, что эксплуатация газопроводов требует ответственности стран, вовлеченных в реализацию энергетических проектов", - заметил турецкий эксперт.
Пример тому - Ирак, где не удается обеспечить стабильность, и соответственно обеспечить надежные поставки на зарубежные рынки энергоносителей. Памир в этой связи напомнил о проложенной между двумя странами экспортной магистрали Киркук-Юмурталык, которая еще при режиме Саддама Хусейна функционировала наполовину, а после американской оккупации Ирака фактически прекратила работу. "Происходит это в условиях действия между Турцией и Ираком соглашения о поставках нефти", - сказал Памир.
"В связи с тем, что российский газ будет поступать в Израиль, важными представляются условия заключения соглашения с ним, так как реализация проекта может подвергнуть Турцию определенному риску. Страны и силы, недовольные существованием Израиля, проводимой им политикой, могут воспринять реализацию проекта как сигнал к действиям для проведения закулисных (тайных) операций против Турции", - пояснил свою мысль эксперт.
Очень важной, на взгляд собеседника, является и ценовая политика. По подписанным на сегодняшний день Турцией соглашениям, она импортирует газ по высоким ценам. Это касается не только российского газа, но также иранского, алжирского и нигерийского, сказал Памир.
Еще одной проблемой в энергетическом сотрудничестве, по его мнению, является обеспечение стабильности поставок сырья. "В зимние месяцы из-за отбора Украиной газа, предназначенного на экспорт в Европу, или прекращения его импорта из Ирана, Турция оказывается в трудной ситуации. Ей постоянно приходит на помощь "Газпром", увеличивая экспорт газа по "Голубому потоку", но в таком случае зависимость Турции от России в энергоносителях растет", - отметил Памир, указав, что почти 65% энергоносителей Турция импортирует у РФ.
"Изменить такое положение можно диверсификацией источников энергоносителей, - убежден эксперт. - Безусловно, это не критика в адрес России. Откуда бы ни импортировался газ, зависимость в таких объемах страны от одного источника не является разумной. У Еврокомиссии и Европарламента есть предложения относительно диверсификации источников энергоносителей. В частности, они сводятся к тому, что страна-член ЕС не должна закупать у одной страны газ в объемах, превышающих 30% от общего импорта".