Рейтинг@Mail.ru
Кризис замедляет создание обители-"моста" между Востоком и Западом - РИА Новости, 06.08.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Кризис замедляет создание обители-"моста" между Востоком и Западом

Читать ria.ru в
Дзен
Строительство под Берлином уникального русского монастыря, который станет центром встречи западноевропейской культуры с православием, затягивается из-за недостаточного финансирования. Об этом в интервью РИА Новости сообщил автор проекта - немецкий журналист и писатель Норберт Кухинке.

БЕРЛИН, 2 апр — РИА Новости, Ольга Липич, Татьяна Фирсова. Строительство под Берлином уникального русского монастыря, который должен стать центром встречи западноевропейской культуры с православием, затягивается из-за недостаточного финансирования. Об этом в интервью РИА Новости сообщил идейный вдохновитель проекта — немецкий журналист и писатель Норберт Кухинке, посвятивший свою жизнь изучению России и православия.

Кухинке родился в 1940 году в прусской провинции Силезия. В 1973 году он стал первым московским корреспондентом журнала "Шпигель", а затем журнала "Штерн". В общей сложности он представлял эти издания в СССР десять лет.

Прославившись благодаря роли профессора-"бегуна" Хансена в фильме Георгия Данелии "Осенний марафон" (1979), Кухинке снялся еще в одном фильме Данелии — "Настя", а также в картине Сергея Бондарчука "Борис Годунов". Написал ряд книг и снял несколько художественно-документальных фильмов о России и православии, организовал первые гастроли на Западе русского монастырского хора (Троице-Сергиевой лавры) и выпуск аудиозаписей русского духовного пения. Кроме того, он собрал уникальную коллекцию русских икон и живописи.

За сотрудничество с Русской православной церковью католик Кухинке — единственный из западноевропейцев — награжден двумя орденами РПЦ — святого князя Владимира и святого князя Даниила Московского.

Он с детства хотел «строить мосты»

"Я уже много лет занимаюсь вопросами русского православия, всегда в своей жизни был связан с религией и монастырями. И очень рано встретился со славянским миром", — рассказывает Кухинке.

Рассказывать о своем увлечении он начинает издалека, с повествования о детстве. После Второй мировой войны, "конечно, по вине нацистов", территория Германии уменьшилась, рассказывает собеседник. До 1945 года она включала, в частности, Силезию, где он родился и вырос.

Отец Кухинке был пленным, до 1948 года все члены семей пленных носили на рукавах белые повязки. "Нам, немцам, с 45 года не разрешали ходить в школу. Даже если бы мы хотели ходить в польскую школу, нас не принимали", — рассказал он. Однако в соседней деревне располагался большой монастырь, в котором служил известный в ту пору монах из Южной Тироли, с итальянским гражданством, благодаря которому его нельзя было депортировать.

"Он остался и занимался с детьми шахтеров, преподавал религию. Мне было тогда семь или восемь лет", — вспоминает Норберт.

"В деревне, где я вырос, раньше говорили только по-немецки, а потом вдруг — по-польски, по-русски, по-белорусски и так далее. И я рано начал думать, как построить "мосты", чтобы не было ненависти, войн между людьми. Это всегда лучше на основе религии. Потому что религия правильна, моральна", — убежден писатель.

В 1957 году Кухинке вместе с семьей уехал на Запад — под Кельн, закончил институт. Несмотря на то, что по образованию он инженер, Кухинке много писал для разных газет — и стал журналистом. Причем занимался только Востоком.

В 1970 году, оказавшись впервые в Москве, сделал репортаж "Красные генеральные директора" для экономического издания "Капитал" (в частности, о шоколадной фабрике "Красный Октябрь", хозяевами которой до революции были немцы). Потом "Шпигель" предложил Кухинке работать первым корреспондентом открывшегося бюро в Москве.

"Но еще до этого Россия мне всегда была интересна. Особенно мучил вопрос, как это случилось, что Россия, которая всегда была православной, что люди, которые еще вчера "на коленях" входили в церкви, на следующий день уничтожали эти церкви? На это никто из русских не мог ответить", – отметил немецкий журналист.

По его словам, он так и не нашел окончательного ответа. "Это так называемое несчастье, авария в истории", — так оценивает Кухинке трагические, кровавые страницы прошлого.

По его словам, он встречал среди коммунистов и дипломатов людей, неожиданно хорошо разбиравшихся в религии. «Один, например, так хорошо знал религию, что я не понимал: он знает это, потому что должен знать, потому что религия – это враг? Или потому что просто в душе он верующий, а признаться не может? И он всегда говорил мне: «Я – крещеный атеист», бабушка крестила его», — вспоминает Кухинке.

"Эти времена были страшные. И если не назначали епископа без "органов" – это понятно, иначе вообще бы все закрыли", — добавил он.

Для "Шпигеля" Кухинке писал репортажи о сохранившихся монастырях. Тогда было во всем Советском Союзе всего 18 действующих монастырей, а в самой России только два — Троице-Сергиева лавра в Загорске и Псково-Печерская обитель в Пскове.

"Меня всегда это (религия) очень волновало и очень нравилось, я всегда ходил в церковь. В Москве тогда было 47 открытых церквей. А до революции их было около тысячи, как и монастырей по России", — отмечает Норберт.

Один Бог, но разные дороги

"Меня часто спрашивают, православный ли я? Нет. Есть один Бог и разные дороги. Я останусь, где я был и как я родился", — заверяет Кухинке.

Как исследователь он выделил два наиболее притягательных, по его мнению, момента в эстетике Русской православной церкви — живопись, икону, и церковное пение. В 1979 году он выпустил первую на Западе пластинку с хором Троице-Сергиевой лавры.

"Всегда надо годами бороться за идеи. Над тем, чтобы вывезти хор монахов Загорска на гастроли на Запад, я начал работать уже в 78 году, и каждый год этим занимался", — сказал Кухинке.

Благодаря его стараниям русский монастырский хор выступил тогда в 26 крупнейших соборах Германии — "от Любека до Мюнхена". "Люди ходили как на поп-концерты, это было впервые, монахи так много слез в глазах не видели. Это было первое большое знакомство Германии с православием", — отметил организатор гастролей.

Он вспоминает, что знаменитый романский монастырь бенедиктинцев Мария Лах (Maria Lach) под Кельном не смог вместить всех желающих услышать пение русского монастырского хора — там было около шести тысяч человек. "В Германии пробки были", — добавил Кухинке.

По его словам, впоследствии монахи еще несколько раз приезжали гастролировать в Германию.

"Евангелическо-лютеранская и Католическая церкви пустили православие из любви. Потом устраивались приемы с участием кардиналов — чтобы сближение было", — подчеркнул организатор гастролей.

От «сытого рабства» к свободе творчества

"В 1983 году я решил уже больше не работать в журналистике, чтобы не быть всю жизнь хорошо оплачиваемым рабом. Я хотел заниматься темами, которые близки душе и сердцу, — и тогда начал уже книги писать", — пояснил Кухинке.

Символично, что первая же книга иностранного героя "Осеннего марафона", вышедшая еще во время советской власти, отразила в своем названии два главных мотива его творчества. Это была книга "Бог в России". Кухинке снял и одноименный фильм в 1984-85 годах.

"Это очень успешный фильм, который был показан потом на Западе в 17 странах", — сказал автор.

Впоследствии он написал на тему религии, религиозной культуры еще около 10 книг, в том числе, с такими названиями: "Россия под крестом", "Воскрешение России". "И старался всегда делать еще фильмы и пластинки, потом компакт-диски. Где-то двадцать вышло", — подчеркнул Норберт.

Последняя его работа на эту тему — "Мисса мистика" — вышла в свет пять лет назад. Это книга, фильм и компакт диск. "Бог Троицу любит", – улыбнулся автор.

«Хорошую идею надо реализовать»

На вопрос, как родилась идея создать под Берлином православный монастырь, который станет центром религиозного, культурного, политического и экономического сближения России и Германии, Кухинке отметил: "может, от Бога".

Творческому человеку, добавил он, "нельзя сесть и думать, когда же идеи придут?", но если "идея приходит — надо схватить эту идею", а "если идея хорошая — ее надо реализовать!"

"Я же тоже не думал, что моей профессиональной работой станет Россия", — признался Кухинке.

Он подчеркнул, что делает то, что делает, "из любви и хорошего отношения", а "не для того, чтобы денег заработать".

По его словам, он не ожидал, что "с созданием монастыря будет так много работы".

Идея пришла около трех лет назад. "И я поговорил тогда с митрополитом Кириллом, с которым много лет в добрых отношениях. Он сказал: очень хорошая идея, сделай. Так и начали: он поговорил с патриархом Алексием, патриарх благословил — и стали искать здесь место", — рассказал Норберт.

По его словам, это тоже было непросто. "Надо было с немцами, с католиками, протестантами, с политиками поговорить — чтобы не возникало враждебных настроений, чтобы, когда приедут монахи, была бы атмосфера доброжелательности", — отметил автор идеи.

Теперь, по его словам, "все – за" и даже спрашивают, почему строительство не идет дальше? "Но – финансовый кризис", — разводит руками собеседник.

Один из первых разговоров об уникальном проекте, как отметил Кухинке, состоялся с отцом нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель, пастором.

"Потом в деревне я показал мой фильм "Россия под крестом" – о Псково-Печерском монастыре. Почти вся деревня пришла, вопросы задавали. 99 процентов — за", — сказал он.

Но были и те, которым идея не нравилась. Им Норберт отвечал: "Не волнуйтесь: монах не будет ходить по домам и агитировать за переход в православие".

Камни не виноваты

Место, где откроется русский монастырь, нашли уже в 2006 году. Федеральная земля Бранденбург продала за символическую цену в один евро, а фактически подарила Берлинско-Германской епархии Московского патриархата небезызвестное поместье Гетшендорф на берегу озера Колпин, со старым замком.

"Это самое красивое место", — считает Норберт. Оно расположено в 90 километрах (примерно часе езды) от Берлина.

Поместье расположено в центре Геологического заповедника ледникового периода. А замок Гетшендорф, по словам Кухинке, известен с 1905 года. Там жили представители семьи фон Арним, родственники прославленного гейдельбергского романтика Ахима фон Арнима.

Потом замок стал гостевым домом одного из главных нацистских преступников, рейхсмаршала Германа Геринга, который сам жил неподалеку.

"Поэтому сейчас там уже были молитвы, и служители Русской православной церкви освятили это место — тот дух надо выгнать", — сказал Кухинке.

Вопросу, не имела ли церковь возражений против расположения монастыря в здании бывшей гостиницы Геринга, Норберт удивился: "А почему должны быть против?"

"Камни не виноваты", — сказал он.

Собеседник агентства также сообщил, что неподалеку живет один из представителей рода фон Арним, член Бранденбургского парламента — и он очень доволен тем, как складывается сегодня судьба поместья, где когда-то обитала его бабушка.

"Мы сказали, что мы ищем место. А в этот замок сейчас важно инвестировать большие суммы, чтобы его ремонтировать. Поэтому это поместье и продали за символическую плату — но при условии, что за 15 лет в него будут вложены 4 миллиона", — пояснил Кухинке.
Такие инвестиции, по его словам, "не проблема".

Сейчас в поместье можно увидеть замок, административное здание, дом, который также нуждается в ремонтных работах, чтобы стать впоследствии братским корпусом. Здания планируется достроить.

В центре обители возведут однокупольный храм в честь святого великомученика Георгия во владимиро-суздальском стиле, "с современными элементами", высотой 27 метров. Проект разработал архитектор Сергей Чобан, построивший в Берлине отель "Рэдисон".

Первый камень в основание храма заложили в мае митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне — патриарх Кирилл — и еще двенадцать архиереев со всего мира.

"Там уже очень много сделано. И сейчас два православных монаха и два послушника в Германии ждут, когда можно будет начать иноческую жизнь в новом монастыре. Просто в настоящий момент денег нет. Нужно вложить еще 200 тысяч — и они могли бы въехать уже через три недели", — считает Кухинке.

«Духовный Камелот»

Свято-Георгиевский монастырь в Гёттендорфе официально образован в составе Берлинско-Германской епархии решением Священного Синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года.

Архиепископ Берлинско-Германский Феофан назначил исполняющим обязанности наместника монастыря своего секретаря игумена Даниила (Ирбитса). Он будет жить в обители постоянно.

Планируется также, что постоянно населять монастырь будут 30 человек. "Я сначала предлагал 50, но мне говорят: подождем", — отметил Норберт.

При монастыре откроется гостиница на 40 комнат.

В обители будут проходить различного рода встречи, семинары, концерты духовной музыки. "Есть еще идея устроить небольшой музей иконописи и искусства, не только церковного. Поэтому из России должны приехать монахи образованные", — улыбается Кухинке.

Планируются также библиотека, большой красивый конференц-зал и уютный монастырский ресторан русской кухни.

"Это будет не просто русский православный монастырь. Это будет гораздо больше — место встречи между немцами и русскими и место экуменических служб — сближения братских церквей", — заявил автор идеи.

Русский монастырь призван стать не только постоянно действующим крупным духовно-культурным центром, но и экономико-политическим.

По замыслу Кухинке, эта обитель должна привлекать политиков, создавать особую атмосферу для делового и дружеского общения, более плодотворную, чем офисные стены.

По его словам, в Германии часто проходят русские выставки и другие культурные мероприятия, но нет постоянного места для взаимного общения на основе общей, христианской религии.

"А это очень важно. Даже в такой сухой области, как экономика, 50 процентов успеха — это психология. Даже если неверующие политики, для которых в монастыре организуют семинар, пойдут на литургию, послушают церковное пение, — у них будет совсем другое настроение", — уверен Кухинке.

"Там будет совсем другая атмосфера, и это тоже очень важно. Над этим вопросом всегда надо работать, ничего с неба не падает — влиять на политику надо! А мы хотим улучшать и улучшать отношения России и Германии", — пояснил герой "Осеннего марафона".

Святой Георгий

Он предложил назвать монастырь в честь святого великомученика Георгия Победоносца, потому что "это почитаемый святой и в России, и в Германии".

"А еще я — Норберт Георг. Это совпадение", — смеется Кухинке.

Он много лет собирает иконы святого военачальника, по преданию избавившего людей от страшного змея Ливанских гор, а впоследствии раздавшего имущество и добровольно пошедшего на страдания и смерть за исповедание христианской веры.

Образы святого Георгия составили основу уникальной частной коллекции Кухинке, включающей одновременно шедевры русской иконописи и русского авангарда.

Он собирал ее более 40 лет. "Самую первую икону я купил в 1964 году в Данциге (Гданьске), мне было тогда 24 года. Сегодня я бы просто не смог за нее заплатить", — признался коллекционер.

По его словам, таких частных собраний нет ни в России, ни на Западе.

"Поскольку кто-то собирал только иконы, кто-то — только авангард 20-30-х годов, модерн. А у нас — 700 лет русского искусства, от икон 15 века до современности", — сообщил Норберт.

Возможно, какие-то предметы из его коллекции "поселятся" в новом монастыре святого Георгия.

Иконостас обители создадут русские мастера. Кто именно, пока неизвестно.

О деньгах и сроках

В последние годы в России стало уже доброй традицией, что решение финансово-административных вопросов, касающихся возрождения или создания крупных духовных центров, берут на себя попечительские советы, в которые входят высокопоставленные представители властей и крупные предприниматели.

В Германии создано общество "Друзья монастыря святого Георгия", возглавляемое архиепископом Феофаном. В него приглашены видные общественные и политические деятели двух стран.

"Если нормальное финансирование пойдет, то монастырь мог бы начать жить в полную силу уже через полтора года", — сказал Кухинке, фактически являющийся сопредседателем общества.

По его словам, в обители уже очень много сделано. "Все коммуникации есть. Если деньги есть, там могут работать не 20, а 100 человек", — добавил он.

В создание монастыря уже инвестировали более миллиона евро. "Первым инвестором был самый старый в Москве металлургический завод "Серп и молот" (генеральный директор Сергей Паренков)", — сообщил собеседник агентства.

"Они сказали, что будут давать еще. Но я прекрасно понимаю, что мы же живем в этом мире, и я всегда пишу людям: деньги не падают с неба, даже если хочешь строить монастырь. Металлургия уже сейчас в кризисной ситуации: цены на сталь упали на 50-60 процентов. И я бы не хотел, чтобы рабочим не платили, а пожертвовали эти деньги для монастыря… Лучше подождем немножко", — подчеркнул Кухинке.

По его словам, в России есть еще желающие помочь, однако кризис вносит свои коррективы.

"Если раньше можно было просить, скажем, миллион, — сейчас уже надо быть довольным, если кто-то дает сто тысяч, например", — отметил Норберт.

"Финансовый кризис, конечно, отражается — и то, что мы начали там, немного затягивается", — резюмировал Кухинке.

Он лично очень старается достать денег на строительство русской обители, ведет переговоры и с немцами, и с русскими. "Но Россия более влиятельная в этом вопросе, чем я", — считает Кухинке.

Он отметил, что еще покойный патриарх Алексий адресовал соответствующее письмо руководству России.

"Бедная Бранденбургская земля, которая уже в принципе подарила этот участок (продажа за 1 евро — это подарок) — она тоже готова дать определенную сумму. Это аргумент для великой России: маленькая земля даже помогает. Пусть и государство что-то даст!" — призвал Кухинке.

По его данным, необходимо еще порядка пяти миллионов евро инвестиций. В общей сложности создание монастыря, по предварительным подсчетам, должно обойтись в 6 миллионов евро.

Об экуменизме, секуляризме и моде на религию

"В мире очень много опасностей, помимо экстремизма, чтобы мы еще спорили. У нас есть общая основа — христианство, нас больше соединяет, чем разделяет. Поэтому я уже в "Мисса мистика" соединил Запад и Восток, русское и григорианское пение, чтобы показать: это наша общая основа", — сказал Норберт.

По его словам, каждый сохраняет верность своей конфессии, но верующие немцы и русские сегодня должны быть ближе друг к другу, должны теснее взаимодействовать в решении острых духовно-социальных проблем современного общества.

"Надо вместе думать, как спасать мир, совместно бороться за то, чтобы больше было морали. Надо вместе работать, и я думаю, что новый патриарх это понимает", — отметил Кухинке.

Он подчеркнул, что речь идет не о соединении католичества и православия, а о сближении верующих, в первую очередь, в сфере различных социальных вопросов.

"Есть опасные тенденции, есть люди, которые говорят, чтобы папа и православные патриархи разрешили аборты делать и так далее. Но если все сверху говорят — тогда зачем церковь?! Мы же видим, куда это ведет – что молодежь, народы вырастают без морали, без ценностей, не могут отличать, что хорошо, а что плохо. Церковь не может на все согласиться!" — заявил Норберт.

Отвечая на вопрос о масштабах развитии секуляризма (тенденции к отказу от религиозных ценностей) в Европе, немецкий журналист и писатель отметил, что видит и противоположную тенденцию.

"Снова молодежь все больше интересуется религией, это уже заметно. В Берлине действуют 10-12 религиозных гимназий (протестантские и католические) – и сейчас такой наплыв, что мест нет. Там уроки начинаются с молитвы. Поэтому не надо так страшно представлять действительность", — посоветовал Кухинке.

По его наблюдениям, глубинную религиозность удалось сохранить и россиянам, несмотря на 70 лет государственно атеизма и борьбы с верой в Бога.

"Многие, которые раньше к церкви не имели никакого отношения, мои друзья, — они сейчас и крестились, и ходят в церковь. Надеюсь, что так останется", — отметил Норберт.

Он убежден, что нерелигиозная коммунистическая идеология и постперестроечный духовный вакуум были неестественны для России. И упрекать в тупом следовании установившейся "моде на религию", по его мнению, можно немногих.

"Может быть, у некоторых это мода. Но у большинства русских это желание искреннее, духовное. Иметь еще что-то, кроме холодильника, кроме дачи – это же не может быть все в жизни!" — сказал Кухинке.

"Мы увидели, когда патриарх умер — за два дня со всей России приехали пять миллионов, чтобы подойти к гробу. Значит, есть какое-то желание", — добавил он.

В любом случае, герой "Осеннего марафона" убежден, что религия — "это очень хорошо: лучше ходить в церковь, чем на комсобрания".

За что Вы любите Россию?

Во время беседы с немецким журналистом и писателем, католиком по вероисповеданию, с такой теплотой отзывающимся о православной России и посвятившим свои зрелые годы популяризации русского духовного наследия на Западе, родился немного дерзкий вопрос: "За что же Вы так любите Россию?"

Кухинке ответил на него с удивительной открытостью. "Фактически, что Вы спросили бы: "Почему Вы любите человека?". Это больше идет, как говорят, через душу, через желудок, чем через голову", — сказал Норберт.

Он признал, что и в России, конечно, тоже есть неприятные люди. "Но обычно я с ними не встречался и не встречаюсь", — улыбнулся Кухинке.

Ему очень импонирует, что у россиян "есть юмор, очень большой, и даже при коммунистической власти люди юмор не потеряли". "Я тоже люблю юмор. Если немцу что-то говоришь, тот сначала думает, а русский тебе сразу даст ответ", — отметил собеседник агентства.

Самое же главное, по его словам, — это душа и некая детскость. "В хорошем смысле русские остались детьми. Если потеряешь детские качества, то ты уже как автомат. Я заметил, что в России даже люди, которые получили пост и стали богатыми — они остались детьми", — заключил Норберт.

Вот островком этой душевности, юмора и вместе с тем силы духа и должен стать русский монастырь под Берлином.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала