Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В ходе встречи в Лондоне президенты России и США обсудили ряд важных вопросов, среди которых одним из главных был вопрос подготовки нового российско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
До того момента, когда станут доступны для обсуждения детали нового договора, еще далеко, но определенная информация для размышлений содержится уже в заявлениях глав государств.
Во-первых, можно констатировать, что и Россия и США согласны с тем, что подписание нового договора взамен действующего договора о СНВ, срок действия которого истекает в декабре 2009 года, необходимо.
Во-вторых, зафиксировав наличие разногласий по вопросу развертывания системы противоракетной обороны в Восточной Европе, лидеры России и США согласились с тем, что необходимо также обсуждение вопроса взаимосвязи «между оборонительными и наступательными вооружениями».
В-третьих, относительно уровня сокращения СНВ, стороны сошлись на том, что новый договор должен фиксировать уровень который будет ниже, чем предусмотренный соглашением о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 2002 года (1700-2200 боевых блоков для каждой из сторон).
Помимо этого, из заявления российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, следует, что новый договор о СНВ, в отличие от московского соглашения 2002 года, будет накладывать ограничения не только на число боевых блоков, но и на средства доставки ядерного оружия. Таким образом, договор значительно ограничит возможности сторон (прежде всего США) по использованию так называемого возвратного потенциала (боевых блоков, снятых с носителей и складированных). Однако в самом официальном «Совместном заявлении» об этом речь не идет, так что этот вопрос, судя по всему, еще станет предметом переговоров.
Какие ограничения накладываются на стратегические потенциалы сторон в настоящее время, и чем они недостаточны?
Последнее из подписанных на данный момент соглашений о ядерном разоружении – соглашение о СНП от 2002 года устанавливает ограничения в диапазоне 1700-2200 зарядов для каждой из сторон. Число носителей и ограничение зарядов на один носитель не оговаривается – каждая из сторон вольна самостоятельно определять состав и структуру своих ядерных сил. Договор не устанавливает механизмы контроля – вместо этого стороны ограничились ссылкой на остающийся в силе договор о СНВ и созывом два раза в год комиссии по выполнению соглашения.
К тому же, договор о СНВ вскоре прекращает свое действие, после чего установленные им правила контроля и проверок выполнения обязательств теряют силу. Соглашение о СНП не устанавливает никаких ограничений в отношении снимаемых с боевого дежурства зарядов и носителей. Они могут свободно храниться на складах, и при необходимости могут быть быстро возвращены в строй.
Такое положение подрывает всю систему ограничения стратегических наступательных вооружений и лишает ее смысла. В этой связи, те положения будущего договора, которые должны предусматривать ограничения возвратного потенциала приобретают особую важность.
Не менее важной является и отстаиваемая Россией «увязка» соглашения об ограничении СНВ с ограничениями на системы ПРО. С уменьшением стратегических наступательных потенциалов, системы ПРО начинают играть все большее значение, позволяя избежать ответного удара в случае ядерного нападения, что также лишает переговоры о сокращении наступательных вооружений смысла. Получается, что сокращение их ниже определенного предела наоборот, повышает угрозу нападения, вместо того чтобы понижать ее.
Вместе с тем, ряд важных вопросов по ограничению СНВ и стратегическому балансу в целом, пока не освещен. В частности, это вопросы соотношения крылатых ракет большой и средней дальности, которые могут использоваться для уничтожения стратегических наступательных вооружений. По числу подобных ракет морского и воздушного базирования США имеют значительное превосходство над Россией, что в условиях дальнейшего сокращения ядерных сил также грозит подрывом равновесия.
Отдельно следует упомянуть о ядерном потенциале стран «второго эшелона» - Великобритании, Франции, Китая. В настоящее время эти потенциалы представляют собой достаточно малую величину в сравнении с возможностями России и США, однако, в ходе дальнейшего сокращения это соотношение изменится, и тогда встанет вопрос о всеобъемлющем соглашении между всеми членами «большой ядерной пятерки», возможно, и с привлечением таких стран, как Индия, Пакистан и Израиль, ядерные потенциалы которых пока не ограничены никакими обязывающими документами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции