В пятницу, 3 апреля, в Москве пройдет очередной раунд переговоров по базовому соглашению о сотрудничестве РФ-ЕС, которое должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ-ЕС. Глава представительства Европейской Комиссии в России Марк Франко рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Протасенко о ходе переговорного процесса.
- На этой неделе в Москве пройдет очередной раунд переговоров по новому соглашению о сотрудничестве РФ-ЕС. Есть ли уже у сторон общее представление о структуре этого документа и о том, что за соглашение это будет?
- Позиции российской и европейской сторон по поводу формата этого документа, по вопросам, которые будут включены в него и даже относительно его структуры, сблизились. В настоящее время мы более детально прорабатываем в рабочих группах различные компоненты этого соглашения. Как известно, группа переговорщиков до сих пор встречалась в Брюсселе, встреча некоторых рабочих групп и основных переговорщиков пройдет в Москве впервые. На прошлой неделе рабочая группа по свободе, безопасности и правосудию встретилась здесь. Это была очень успешная встреча, потому что партнерам удалось обсудить всю повестку дня, включая все аспекты сотрудничества правоохранительных органов, сотрудничество в судебной сфере, визовые и другие вопросы.
На этой неделе в среду пройдет встреча рабочей группы по торговому и экономическому сотрудничеству. В пятницу состоится встреча группы переговорщиков, которую возглавляют с европейской стороны генеральный директор Энеко Ландабуру (руководитель дирекции Еврокомиссии по внешним связям - прим.ред.) и посол Владимир Чижов (постоянный представитель Российской Федерации при ЕС - прим.ред). В ходе этой встречи будут сведены воедино результаты деятельности рабочих групп и переговоры продвинутся еще на шаг вперед.
- Как Вы оцениваете прогресс, достигнутый Москвой и Брюсселем в выработке общего понимания того, какие из сфер сотрудничества должны быть включены в основной документ и какие - в секторальные соглашения?
- В настоящий момент мы обсуждаем преимущественно вопросы, которые войдут в основное соглашение. Пока еще не решено, для каких сфер сотрудничества потребуются секторальные соглашения. Подход Европейского Союза заключается в том, что основное соглашение должно быть всеобъемлющим, а это значит, что все аспекты, включая отраслевые вопросы, должны войти в документ. Вопрос о том, какие из сфер сотрудничества потребуют более детальной технической проработки и войдут в секторальные соглашения, станет предметом обсуждения на более позднем этапе.
- Какие вопросы являются наиболее сложными для обсуждения? Нельзя ли этого сказать о торгово-экономической сфере?
- На мой взгляд, с самого начала диалог по всем вопросам продвигается очень хорошо, но это не означает, что у нас имеется полное взаимопонимание по соглашению, по всем темам. В частности, имеются расхождения относительно того, как быть с проблематикой прав человека. Энергетика - это вопрос, который представляет интерес для обеих сторон. Но мы еще окончательно не решили, как эта тема будет вписана в соглашение. Что касается энергетики и многих других вопросов, необходимо более четко понимать ситуацию в сфере торгово-экономического сотрудничества, и в этой области решающее значение играет присоединение России к ВТО, эти вещи взаимосвязаны. Можно обсуждать различные их аспекты, но реальный прорыв будет достигнут, когда прояснится ситуация с присоединением к ВТО.
- Обе стороны заявляли, что не собираются устанавливать сроков заключения нового соглашения с тем, чтобы избежать формального подхода и иметь возможность проработать все аспекты будущего документа. В то же время российская сторона считает, что переговоры не следует слишком затягивать. Как Вы оцениваете темп переговорного процесса и когда, на Ваш взгляд, могли бы быть подготовлены первые проекты документов?
- В настоящий момент сложно сказать, когда первые проекты соглашения лягут на стол переговоров. Мы работаем над различными составляющими документа, и в пятницу группа переговорщиков сможет свести воедино результаты работы различных рабочих групп. По четырем направлениям был достигнут прогресс и сторонам удалось обсудить по существу не только структуру документа, но и все изменения, произошедшие в подходах сторон к более конкретным вопросам. Но это не означает, что мы готовы представить текст по всем вопросам, которые должны войти в документ.
- Комитет Европарламента по внешней политике недавно рекомендовал использовать переговоры с Россией как возможность обсуждения проблемы прав человека, безопасность поставок российского газа в Европу, а также обязать Москву подписать документ о неприменении силы против соседних стран. Собирается ли Европейская комиссия учитывать эти рекомендации при проведении переговоров?
- Все упомянутые вопросы фактически входят в переговорный мандат, они являются ключевыми и находятся в центре отношений РФ и ЕС. Энергетика, права человека и стабильность в нашем общем соседстве имеют решающее значение для наших отношений. Конечно, мы будем поднимать их на переговорах.
- Видите ли Вы необходимость в том, чтобы Россия подписала документ о неприменении силы по отношению к странам-соседям?
- Такого документа нет в повестке дня, но, само собой разумеется, что Россия является участником различных международных соглашений, которые фактически подразумевают неприменение силы: членство в ООН, ОБСЕ и участие во многих существующих международных соглашениях подразумевает уважение подписанных соглашений. Я не думаю, что потребуется новый документ. Подписание уже существующих соглашений влечет за собой достаточно серьезное обязательство по неприменению силы.
- После кавказского кризиса ряд представителей ЕС заявили, что произошедшие события подорвали доверие между ЕС и Россией и обеим сторонам необходимо работать вместе над его восстановлением. Считаете ли Вы, что Москве и Брюсселю удалось преодолеть последствия конфликта и вернуться к тому уровню доверия, который существовал до августа 2008 года?
- События августа прошлого года подорвали доверие ЕС к российским партнерам, но это не заставило нас прекратить диалог, мы продолжали диалог с Россией. Даже во время конфликта президент Саркози, возглавлявший на тот момент ЕС, приехал в Москву для переговоров с президентом Медведевым и продолжил обсуждение проблем с президентом Саакашвили, в результате чего был положен конец человеческим жертвам. Это произошло в августе, а в сентябре было подписано соглашение об отводе войск и в последствии (в Грузию - прим.ред.) были направлены наблюдатели ЕС и начат женевский процесс.
ЕС старался не принимать сторону кого-то из участников конфликта. Мы выразили сожаление по поводу применения военной силы и человеческих жертв. Это дало ЕС возможность действовать в качестве посредника, мы смогли продолжить диалог с Россией и ввести в действие переговорный механизм, который, будем надеяться, приведет к восстановлению доверия и восстановлению нормальных отношений. Мне кажется, что Россия оценила этот подход.
Женевский процесс продолжается, он продвигается медленно, но в нем достигнут прогресс. В частности, речь идет о механизме предотвращения инцидентов, о создании которого было принято решение и который должен быть запущен. Дискуссии продолжаются, чтобы гарантировать стабильность и безопасность, а также чтобы что-то было сделано для решения проблемы беженцев и перемещенных лиц. Удалось ли восстановить существовавший ранее уровень доверия? Я так не думаю, поскольку доверие было действительно подорвано, но считаем ли мы, что существующее положение дел должно сохраняться? Нет, потому что мы работаем над восстановлением доверия, и ЕС рассчитывает, что российские партнеры руководствуются тем же конструктивным подходом и также намерены предпринять шаги, чтобы вернуть тот уровень доверия, который существовал до конфликта.