МОСКВА, 30 мар - РИА Новости, Сергей Варшавчик. Двухсерийный документальный фильм известного журналиста Леонида Парфенова покажут на Первом канале в понедельник и вторник.
Как сказал в интервью РИА Новости Парфенов, в этой картине он не стремился дать отгадку личности Гоголя. Перед ним стояла лишь задача напомнить зрителям биографию писателя и его произведения, сделав это по возможности интересно, чтобы "увлекало и оправдывало включенность телевизора".
Поэтому, по словам автора, в проекте появились "всякие экранные расчудесья". Например, чтение произведений Гоголя певицей Земфирой или восстановление интерьера римской квартиры писателя средствами компьютерной графики.
В фильме принимают участие известные деятели культуры: певица Земфира читает отрывки из произведений Гоголя, режиссер Олег Табаков - выдержки из писем и дневников писателя, актеры Александр Калягин, Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Богдан Ступка предстают в образах гоголевских персонажей.
Самого Парфенова зрители увидят то в роли пасечника Рудого Панька, то в образе Павла Иваныча Чичикова, который, прижимая к груди портфель, трясется в рессорной бричке по сельским дорогам от одной усадьбы к другой.
"Мне кажется, Гоголь весь представляет из себя тайну, поскольку является целым, нерасторжимым чудом", - считает известный журналист.
По его мнению, у Гоголя по части странности и фантасмагоричности в отечественной литературе нет конкурентов, и эта особенность писателя будет отражена в новом телепроекте.
Главы фильма, который снимался в России, Украине, Италии и Франции, выдержаны в хронологическом порядке. В первой серии речь пойдет об Украине и украинских повестях, Петербурге и произведениях петербургского периода, а также о комедии "Ревизор", Франции и Италии. Во второй серии говорится о повестях "Нос" и "Шинель", поэме "Мертвые души", "Выбранных местах из переписки с друзьями", последних годах писателя, его смерти и "бессмертии".
Парфенов подчеркнул, что произведения Гоголя широко известны не только в России, но и за рубежом, где они неоднократно экранизировались и ставились на театральной сцене. В частности, "Шинель" и "Ревизор".
Вместе с тем, по его мнению, писатель часто рассматривался и рассматривается однобоко. "Всю советскую власть было принято считать, что Гоголь - обличитель николаевской бюрократии, крепостного права и украинский фольклорист. И на Западе так очень многие считают", - отметил собеседник агентства.
Но, по его словам, всегда были и другие мнения: "Булгаков, например, считал по-другому. И я думаю, что когда Кафка ходил на "Ревизора" в пражский театр, он меньше всего интересовался тем, как обстояло дело со взяточничеством при николаевской бюрократии".
В целом, по мнению Парфенова, Гоголь непознаваем и ничего более удивительного, чем он сам, придумать невозможно. "Большего мифа, чем он был сам, все равно не создать, потому, что самым большим мифом является то, что такой человек вообще жил", - считает журналист.
Парфенов не в первый раз обращается к биографии и творчеству российских писателей - он также стал автором пятисерийного фильма "Живой Пушкин", снятого к 200-летию поэта и показанного в 1999 году на телеканале НТВ.