Рейтинг@Mail.ru
Штурманов в полете, оказывается, меняют - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Штурманов в полете, оказывается, меняют

© РИА Новости / Илья ПиталевВалерий Окулов - один из немногочисленных российских топ-менеджеров, работающих по профессии
Валерий Окулов - один из немногочисленных российских топ-менеджеров, работающих по профессии
Читать ria.ru в
Отставка генерального директора ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" Валерия Окулова поставила точку в череде слухов о предстоящей смене руководителя крупнейшей отечественной авиакомпании, которые циркулировали еще с прошлого лета...

Максим Кранс, политический обозреватель, для РИА Новости.

Отставка генерального директора ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Валерия Окулова поставила точку в череде слухов о предстоящей смене руководителя крупнейшей отечественной авиакомпании, которые циркулировали еще с прошлого лета. Сам он неоднократно отказывался от предложений Минтранса, заявляя, что не хочет работать чиновником. Да и вообще, по его мнению, «нет ничего интереснее авиации и «Аэрофлота». Тем не менее, от этого огромного и хлопотного хозяйства его отлучили, хотя, по мнению специалистов, справлялся он с ним неплохо. Теперь только остается гадать, что кроется за этим неожиданным для многих решением.

Валерий Окулов - один из немногочисленных российских топ-менеджеров, работающих, как говорится, по профессии. Бывший штурман отдал гражданской авиации 34 года, из них 12 лет возглавлял «Аэрофлот». Критиков у него за эти годы было много, но все-таки мало кто оспаривает тот факт, что ему удалось собрать из остатков региональных авиаотрядов, по сути, новую компанию, которая стала, пусть и не на равных, но достаточно успешно конкурировать с ведущими авиаперевозчиками мира. Когда Окулов взял на себя прокладку новых маршрутов для «Аэрофлота» и стал выводить его из финансового пике, компания перевозила 3,5 млн пассажиров в год, сегодня - свыше 12 млн. Ныне она контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок и 12,5% - внутренних.

В послужном списке бывшего гендиректора - и серьезное обновление самолетного парка. Он у «Аэрофлота» сейчас самый молодой в стране: из 96 воздушных судов свыше половины - современные. В 2007 году его акционеры одобрили покупку еще 22 самолетов Airbus A350 и стольких же Boeing-787. На это компания готова была потратить почти $6 млрд. Тут же посыпались обвинения руководства компании в отсутствии патриотизма, в нежелании поддержать отечественного производителя. Оно, может быть, и так, да только конкурентоспособных дальнемагистральных самолетов в России, увы, не выпускают. А программу производства советского Ил-96, который, между прочим, сжигает на 40% больше керосина, нежели его американский аналог, вообще решено свернуть. Хотя в планах «Аэрофлота» была и очень даже патриотическая акция - приобретение, как минимум, трех десятков российских региональных Sukhoi SuperJet-100.

Но грянул кризис, который одной из первых затронул отрасль гражданских воздушных перевозок. Тем не менее, компании в прошлом году удалось обойтись минимальными потерями и даже выйти на чистую прибыль в 6 млрд рублей. Правда, в этом феврале, после обвального падения спроса на перевозки, она по сравнению с аналогичным периодом прошлого года перевезла на 9% меньше пассажиров, но в отрасли в целом показатели снизились на целых 20%! Конечно, такому гиганту было намного легче справиться с трудностями, нежели более мелким игрокам на рынке. Однако грамотно сработал и менеджмент. В августе была принята антикризисная программа, направленная на снижение себестоимости воздушных перевозок. В соответствии с ней «Аэрофлот» может сдвинуть и сроки приобретения заказанных ранее самолетов.

В общем, сработали грамотно. Так почему же тогда убрали Окулова - человека деятельного, неконфликтного, сумевшего остаться на своем посту даже после ухода его могущественного тестя - Бориса Ельцина? Говорят, потому, что он не принадлежит ни к одному из финансово-промышленных и чиновничьих кланов. Да кто знает?

Версий несколько, но весьма правдоподобной представляется такая. Речь идет о планах создания нового авиационного альянса - «Росавиа». Напомним, что с этой идеей в 2008 году выступили руководители «Ростехнологии», правительства Москвы и администрации Красноярского края. В нем предполагается объединить госпакеты акций компаний «КрасЭйр», «Самара» и «Домодедовские авиалинии», ранее входивших в обанкротившийся AiRUnion, а также привлечь активы таких крупных авиапредприятий, как «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и некоторых других. Кроме того, в проекте намерены участвовать красноярский аэропорт «Емельяново» и столичное «Внуково». Этот альянс, который Валерий Окулов назвал «пузырем», по мнению инициаторов, мог бы составить реальную конкуренцию «Аэрофлоту».

Так вот, как считают некоторые эксперты, нынешние кадровые перестановки связаны с переделом сфер влияния в транспортном бизнесе, призваны ослабить главную авиакомпанию страны и дать фору новичку. Может быть, совсем не случайно «Ростехнологии» и его московский партнер по «Росавиа» в ноябре минувшего года обратились в ФАС с требованием лишить «Аэрофлот» податей, которые платят ему иностранные компании за пролет над территорией России?

В статье, опубликованной в газете «Время новостей» за десять дней до отставки, Валерий Окулов настаивал, что «профессионалы в кризисные времена становятся востребованными как никогда». Но, судя по всему, не убедил. Решение все же было принято, и главой компании, как и ожидалось, стал Виталий Савельев, вице-президент финансовой корпорации «Система», который к авиационному бизнесу никакого отношения до сих пор не имел. Не помогли ни возражения тех самых «профи», ни письмо, направленное коллективом летного комплекса «Аэрофлота» в совет директоров компании, в котором, в частности, говорится: «Мы знаем, что спрос на авиаперевозки продолжает падать, и наша финансовая состоятельность во многом зависит от профессионального управления и мобилизации сил всего персонала. Так время ли в такой момент менять сильного руководителя - авиационного профессионала»?

Говорят, коней на переправе не меняют. Оказывается, это возможно. Даже если речь идет не просто о переправе с одного берега реки на другой, а о бушующем море кризиса, в котором пока и берегов-то не видно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала