МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Госдума в пятницу заслушает отчет о работе Счетной палаты РФ в 2008 году, который представит председатель палаты Сергей Степашин, а также завершит рассмотрение поправок в Бюджетный кодекс РФ, необходимых для принятия дефицитного бюджета-2009.
В 2008 году Счетной палатой (СП) проведено 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. В рамках оперативного контроля направлены 4 ежеквартальных оперативных отчета о ходе исполнения федерального бюджета в 2008 году, отмечается в отчете. Особое внимание СП уделяла ходу реализации национальных проектов, формированию Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, анализу деятельности госкорпораций.
СП провела мероприятия антикоррупционной направленности при реализации Национального плана противодействия коррупции, осуществлялся мониторинг и анализ законодательства на предмет выявления в них коррупционных положений.
СП рекомендуется в 2009 году особое внимание уделить контролю мер по поддержке финансовой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса, в том числе по контролю за предоставлением ВЭБ кредитов хозяйствующим субъектам, а также государственной поддержки, направленной на повышение устойчивости развития российской экономики.
Также Госдума намерена рассмотреть в пятницу поручение Счетной палате РФ разработать антикризисный план проверок для усиления контроля за выделяемыми государством средствами на борьбу с кризисными явлениями в экономике.
В проекте постановления палаты отмечается, что проверки должны контролировать целевое назначение и эффективность использования федерального имущества и выделяемых из госбюджета средств, в том числе "на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Счетная палата должна будет проинформировать Госдуму о разработке этого плана до 30 апреля 2009 года.
Антикризисный Бюджетный кодекс
Комитет по бюджету и налогам на заседании в четверг рекомендовал Госдуме одобрить во втором и третьем чтении поправки в Бюджетный кодекс, необходимые для принятия дефицитного бюджета РФ.
Рассмотрение законопроекта во втором и третьем чтении назначено на пятницу, 27 марта. В первом чтении поправки были приняты 25 марта.
Законопроект направлен на уточнение норм кодекса для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании и исполнении с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009-2011 годах бюджетного дефицита.
Так, до 1 января 2013 года приостанавливается действие нормы о предельном размере дефицита бюджета в размере 1% прогнозируемого ВВП, разрешается использование средств Резервного фонда для обеспечения сбалансированности бюджета в объемах, утвержденных законом о бюджете.
В случае падения ненефтегазовых доходов бюджета более чем на 15% по сравнению с утвержденными показателями правительству предоставляется право поставить перед Госдумой вопрос об отмене трехлетнего бюджета и сохранении бюджета только на текущий год.
Расширяются возможности предоставления дотаций из региональных бюджетов на поддержку сбалансированности местных бюджетов. Снимается действующее ограничение в этом вопросе - не более 10% общего объема межбюджетных трансфертов.
Предусматривается возможность возврата в 2009 году в федеральный бюджет временно свободных средств, предоставленных в виде имущественного взноса РФ в Фонд содействия реформированию ЖКХ и Роснанотех. Предполагается, что в 2010-2011 годах эти средства будут восстановлены.
Изменяется и порядок администрирования таможенных платежей - предлагается перечислять их напрямую в федеральный бюджет, минуя "промежуточные" счета таможенных органов и исчислять их исключительно в рублях. Эта мера позволит мобилизовать более 100 миллиардов рублей, находящихся на 14 "промежуточных" счетах ФТС России, говорится в пояснительных документах к законопроекту.
Также уточняется состав и наименование документов, представляемых при рассмотрении и утверждении законопроекта о федеральном бюджете в Госдуме.
Неправительственные поправки
Профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам подготовил законопроект ко второму чтению, рассмотрев около 20 поправок, часть из которых была рекомендована к отклонению, а часть к принятию. При этом к принятию депутаты рекомендовали две поправки, против которых высказалось правительство РФ. Предполагается, что эти поправки будут вынесены на отдельное голосование при рассмотрении законопроекта на заседании Госдумы в пятницу.
Одна из этих поправок предлагает разрешить бюджетам выдавать бюджетные кредиты юридическим лицам.
Вторая поддержанная депутатами и не поддержанная правительством поправка касается размера государственных гарантий субъекта РФ, которые должны утверждаться в региональном парламенте. Поправка предлагает увеличить уровень, с которого требуется обязательное утверждение, с нынешних 10 миллионов рублей до 250 миллионов рублей.
В программе госгарантий должно быть отдельно указано каждое направление гарантирования, объем которого превышает установленный уровень. Сейчас это миллиард рублей для государственных гарантий Российской Федерации, 10 миллионов рублей для государственных гарантий субъекта РФ, 100 тысяч рублей для муниципальных гарантий.
Эти гарантии по Бюджетному кодексу подлежат реализации только при условии их утверждения в программы госгарантий соответствующего уровня.
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталия Шубы, принятые поправки в законопроект носят технический, редакционный характер и не вызвали возражений ни со стороны правительства, ни со стороны парламентариев.