История Союза театральных деятелей насчитывает уже 133 года с момента возникновения его первого прототипа. 9 января 1877 года было основано Общество взаимного вспоможения русских артистов, которое через шесть лет преобразовали в Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. Служители Мельпомены объединялись и в Российское общество, и в Императорское, пока в 1996 году не образовался Союз театральных деятелей России в современном его варианте. Независимо от названия, Союз неизменно решал и решает вопросы и проблемы артистов и зрителей, центральных театров и региональных. В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, председатель СТД РФ, народный артист России Александр Калягин рассказал РИА Новости о сегодняшних жизни, проблемах и радостях театральных деятелей. Беседовала Наталия Курова.
- Сколько театров сегодня в стане и достаточно ли их, на ваш взгляд?
- Театральная российская семья объединяет 600 театров, но для такой страны как Россия это очень мало. Театров катастрофически не хватает – мало детских, музыкальных, мало любительских коллективов. Ведь театр – это уникальное место священнодействия искусства, единственное, где существует живой диалог со зрителем. Только у театра есть мгновенный прямой выход к сердцу каждого, кто сидит в зрительном зале. Только здесь можно сразу завладеть вниманием человека, эмоционально возвысить, поддержать и укрепить его. Подумать только, сколько людей берут на себя каждый вечер театры России, отвлекая молодежь от улицы, помогая старикам обрести надежду. Власти надо это понимать и всячески поддерживать и развивать театральное искусство.
Очень замечательно, что под патронатом президента создан Центр поддержки русских театров за рубежом, что обратили внимание на ТЮЗы, что выделяют гранты на создание спектаклей для детей - в этом году это 6 млн. рублей. А в преддверии Международного дня театра, который отмечают 27 марта, объявлено о выделении президентских грантов нескольким ведущим театрам и высшим театральным училищам.
- Как театры живут в условиях кризиса? Какие главные, на ваш взгляд, проблемы в этом ключе и как их можно решить?
- Проблем у театра много, и они с каждым днем нарастают и укрупняются в условиях мирового финансового кризиса. Кадры и зарплата, бытовые условия, жилищный вопрос, гастрольная жизнь. И здесь нет первых и вторых проблем – все одинаково важны. Об этом мы говорили на форумах «Театр: время перемен», которые проходили в регионах Дальнего Востока, в Сибири и на Урале. Радостно, что мы нашли понимание этих проблем у губернаторов, которые не бросают театр, несмотря на кризис.
- А не приведет ли кризис к закрытию некоторых театров?
- Конечно, громко объявлять о закрытии театров не будут, но фактически такое может произойти. СТД уже сегодня получает с мест печальные, а порой и трагические сообщения о том, что сокращают, а то и вовсе прекращают финансирование театра, осуществляют захват здания, а это и означает не что иное, как смерть театра.
Пока, к счастью, такие сообщения поступают не часто. Но это уже тревожный звонок. И власть не должна бросить в этой сложной ситуации театры на произвол судьбы. Хотелось бы, чтобы, как это есть по отношению к кинематографу, была создана комиссия по поддержке театрального искусства, которую возглавил бы кто-то из первых лиц государства. Это остепенило бы чиновников, многие из которых до сих пор не поняли значение культуры в целом и конкретно театра.
- Театр давно является одним из важных мест, которые отвлекают молодежь от улицы. Что сегодня для этого делает СТД?
- Сегодня много говорят о воспитании молодежи, о борьбе с наркотиками. Но что мы можем противопоставить этому злу – укрепление границ, профилактику? Так проблемы не решить. Спасение от этих бед только в культуре. Сегодня силы надо направить на строительство театральных и киноконцертных залов, создание новых клубов. Надо развивать сеть любительских театров, студий, кружков, которых раньше было великое множество и они были бесплатными. СТД делает все возможное для возрождения любительского движения: создает студенческие и самодеятельные театры, проводит фестиваль «Твой шанс», открывает летнюю театральную школу, создает Ассоциацию студенческих театров. И в этом Союз поддерживает министерство культуры.
- Может ли СТД защитить служителей Мельпомены и нужен ли вообще творческий союз сегодня?
- СТД сегодня решает общетеатральные проблемы, возникающих на фоне кризиса и конкретные, отвечая на просьбы и жалобы, получаемые в письмах, которые приходят ежедневно из разных театров России. Это наша повседневная работа и забота, и мы от нее не отказываемся. Но необходимо, чтобы была выработана четкая государственная политика в отношении культуры в целом и конкретно театрального искусства, где были бы прописаны основополагающие критерии. Например, сколько должно быть театров в городе с таким-то населением, что такое репертуарный театр и антреприза, должна быть концепция гастрольной жизни, охватывающей всю страну. Раньше все это было. И работа руководителей оценивалась не только по уровню экономического и аграрного сектора, но и по состоянию культуры.
Союз необходим, в этом нет сомнения. Более того, мне кажется, что со временем такие общественные организации смогут взять на себя больше функций. И не потому, что мы такие умные, а просто потому что мы ближе к ситуации. У нас практически нет зазора между СТД и театральным процессом. В отличие от чиновников, многие вопросы мы способны решать очень оперативно. Это касается конфликта театра с региональной властью и конфликта внутри театра, вопросов репертуарной, кадровой и гастрольной политики, издательской деятельности, Сегодня Союз издает 4 журнала: «Сцена», «Иные берега», «Страстной бульвар,10», «Сюжеты», а вскоре будет пятый – собираемся возродить журнал «Театр». СТД проводит фестивали, учреждает премии, выделяет гранты, помогает ветеранам сцены. СТД может и делает многое. Но сегодня и сама наша организация нуждается в поддержке. Я говорю о принятии закона о творческих союзах, которого до сих пор нет.
- Несмотря на государственную поддержку, театр не сможет обойтись без помощи спонсоров и меценатов. Не заставил ли кризис богатых людей выбирать более выгодные объекты для вложения своих средств?
- Возможно, желающих помочь, тем более безвозмездно, стало меньше, но они есть - остались те, кто искренне любит театр, и они не отвернулись от нас. Я это могу подтвердить и на примере своего театра Et Cetera, где мы еще до кризиса затеяли грандиозный проект – постановку мюзикла «Продюсеры». И конечно, мы бы его не потянули без помощи наших верных друзей. Это будет совершенно особое явление в рамках жанра мюзикла - ничего похожего на такие, как «Красавица и чудовище» и тому подобное. Это политическая сатира, спектакль, где есть мысль, где обсуждаются острые проблемы, но подано все в яркой, красочной музыкальной упаковке.
У театра вполне демократические цены. Конечно, на премьерные спектакли, возможно, цены будут несколько повышены, но, наряду с дорогими, есть и билеты стоимостью в 50-100 рулей. Кроме того, существуют постоянные скидки для студентов и пенсионеров. И такая ценовая политика практически во всех российских театрах: есть билеты дорогие и дешевые, есть льготы для учащихся и пожилых, проводятся благотворительные спектакли для больных ребят, детей-сирот, мало обеспеченных семей.
Театры дорожат своим зрителем и он отвечает им взаимностью. Сегодня публика ходит в театры и ходит с удовольствием. В преддверии Международного Дня театра мне хочется пожелать себе и своим коллегам, а также всем почитателям театра в это сложное время не терять надежду, верить друг другу, быть вместе.