Санобар Шерматова, член Экспертного Совета РИА Новости.
Нынешний визит президента Гурбангулы Бердымухамедова вносит определенную ясность в отношения двух стран. Центральноазиатская страна привычно ассоциируется с несметными залежами «голубого» топлива, обладать которыми мечтают государства, находящиеся от нее как на севере и юге, так на востоке и западе. Туркмения, как богатая невеста на выданье, молчаливо наблюдающая за соперничающими между собой женихами. Мало кому приходит в голову спросить - а что туркменам нужно от Москвы?
С российскими интересами все более или менее понятно: ключевым элементом политики Москвы в Центральной Азии остается доступ к энергоресурсам. Проект Прикаспийского трубопровода (участвуют Россия, Туркмения, Казахстан и Узбекистан) Дмитрий Медведев получил в наследство от своего предшественника. Вчерашние переговоры, по итогам которых ожидалось подписание межправительственного соглашения по строительству транстуркменского трубопровода Запад-Восток, должны были вывести подготовку лоббируемого Москвой проекта на новый уровень. Соединив месторождения на северо-востоке страны с побережьем Каспийского моря, по которому пройдет Прикаспийский газопровод, транстуркменская «труба» обеспечила бы ему ресурсную базу.
Однако соглашение подписано не было. Ставшие известными подробности переговоров президентов свидетельствуют о возникших проблемах (как утверждают источники, связанных с финансированием газопровода Запад-Восток). Российский министр энергетики отправится в Ашхабад для доработки текста соглашения, которое, как заверил помощник президента Сергей Приходько, будет подписано президентами «в ходе ближайшей встречи». Проект отложен, но и признаков, что Москва «упустила» туркменский газ, не заметно.
Остальные пакеты соглашений, которые были подписаны - о поощрении и защите инвестиций, железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского воднотранспортного узла, межведомственные документы о взаимодействии в сельском хозяйстве – являются для России необходимым «приложением» к газовому сотрудничеству. Одно тянет за собой другое – для сохранения статуса монопольного покупателя туркменских энергоресурсов необходимо усилить экономическое присутствие в этой стране. Для Туркмении же в ее нынешнем положении открытие новых «окон» во внешний мир и экономическое сотрудничество является жизненно важным. Страна остро нуждается в инвестициях в экономику в то время, как уже упали цены на экспортное сырье – хлопок, и ожидается понижение доходов от основной статьи бюджета–продажи газа. Между тем заявленные руководством страны социальные реформы – возвращение отмененных предыдущим президентом пенсий, расширение сети больниц, переход школьного образования с 9 до 10 лет, а в высших учебных заведениях – с 4 до 5 лет – требуют дополнительного финансирования. Нужны новые рынки сбыта производимой в стране продукции, перечень которых весьма и весьма ограничен. Как показал прошедший в Москве накануне переговоров в верхах российско-туркменский экономический форум, туркменские производители готовы выходить на обширный российский рынок.
«Нас радует, что Россия проявляет интерес к закупке туркменской сельскохозяйственной продукции, изделий текстильной, химической промышленности, строительных материалов и других товаров», – заявил президент Бердымухамедов. Он отметил значительную активизацию связей Туркменистана с российскими регионами, в числе которых были названы Петербург, Республика Татарстан и Астраханская область.
Надо понимать, что гуманитарное сотрудничество, дорогу к которому открыли подписанные соглашения о взаимном признании документов государственного образца об образовании и о взаимодействии в области аттестации научных и научно-педагогических работников, «заработает» в полной мере при условии отмены виз. Но сам факт принятия этих документов демонстрирует стремления Туркмении выйти из добровольной изоляции.
Несколько лет назад, к примеру, трудно было представить российско-туркменское межпарламентское сотрудничество. В Государственной Думе создана Группа дружбы с Меджлисом Туркменистана - уже в этом году, как ожидается, начнется обмен официальными визитами. «Мы готовы к подписанию двустороннего соглашения о межпарламентском сотрудничестве», - заявил спикер Госдумы Борис Грызлов по итогам переговоров с президентом Бердымухамедовым.
Туркменистан проходит через непростой процесс выстраивания стратегии национального развития. И визит в Москву следует рассматривать в контексте уже состоявшихся официальных поездок туркменского президента в Казахстан (май 2007 года) и Узбекистан (февраль 2008 года). Каждая из этих стран продвигает свой проект интеграции Центральноазиатского региона, в которых, конечно же, Туркмении отведена особая роль. По тому, как Ашхабад отражал попытки «больших соседей» втянуть ее в орбиту своего влияния, можно судить о приоритетах туркменской дипломатии. Эта страна будет строить свои отношения с Москвой, отличающиеся от казахско-российских и узбекско-российских. Но вряд ли стоит ожидать быстрого сближения. Чему доказательством служит молчание туркменской делегации в ответ на предложение первого вице-премьера Виктора Зубкова об упрощении визового режима (хотя речь, по сообщениям источников, шла только о послаблениях в отношении поездок российских предпринимателей). Не исключено, что со временем запутанные консульские процедуры упростятся. Но в Туркмении, где придерживаются золотого правила - «зачем бежать, если можно дойти» - ничего не делается быстро.
Шкала приоритетов, в которых Москве пока выделена первая строчка, без сомнения будет пополняться другими партнерами. Возможен и пересмотр этой страной и ассоциированного статуса в СНГ. На днях Туркмения предложила провести заседание Совета министров иностранных дел стран – членов Содружества в Ашхабаде – что можно расценить как хорошую новость для соседей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.