Истребитель F-22 потерпел крушение 25 марта в США неподалеку от базы ВВС Edwards Air Force Base в Южной Калифорнии.
F-22 Raptor - многоцелевой истребитель пятого поколения, построенный в первую очередь для борьбы с истребителями противника, но также способный осуществлять наземные атаки, разведку и постановку помех.
Глубокие исследования в области истребителей 5-го поколения начались в США еще в 1970‑х годах для замены F-15. В тендер на создание новой машины вступили основные авиастроительные фирмы США: Northrop Grumman, Rockwell-Collins, Boeing и Lockcheed Martin. В конкурсе участвовало несколько прототипов, победила кооперация фирм Lockeed, Boeing и General Elecrtic с истребителем F-22.
Компания Lockeed отвечает за сборку и вооружение F‑22, в то время как компания Boeing производит крылья, дизайн фюзеляжа, радиоэлектронику и полностью отвечает за системы обслуживания и тренировок.
Реализация программы по созданию F-22 началась в 1983 году. Первый полет на истребителе был осуществлен 19 ноября 1990 года, в 2001 году начался серийный выпуск F-22. С декабря 2005 года истребитель стал поступать на вооружение в ВВС США.
Cамолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротные стабилизаторы.
F-22 построен по технологии "стелс". Малая радиолокационная заметность обеспечивается за счет малоотражающих форм планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.
В конструкции планера широко использованы полимерные композиционные материалы, включая термопластичные (12%) и термореактивные (10%) углепластики.
Крыло ‑ кессонное. По всему размаху крыла имеется отклоняемый носок. Закрылки занимают больше половины размаха.
Нижняя поверхность фюзеляжа выполнена плоской. Имеется центральный грузоотсек; еще два отсека малого объема для размещения ракет класса "воздух ‑ воздух" малой дальности размещены по бокам фюзеляжа, непосредственно за воздухозаборником.
Кабина летчика имеет беспереплетный фонарь с радиорассеивающим напылением и оборудована модифицированным катапультным креслом ACTS II.
Фонарь выполнен из прозрачного поликарбоната. Форма остекления исключает визуальные искажения, так как имеет минимальное число поверхностей двойной кривизны.
Вертикальное оперение ‑ двухкилевое; кили наклонены наружу на угол 28 град. и снабжены рулями направления. Горизонтальное оперение ‑ цельноповоротное, углы стреловидности соответствуют углам стреловидности крыла. Шасси ‑ трехопорное, с носовым колесом.
Кабина летчика оборудована широкоугольным индикатором на лобовом стекле с полем обзора 20х30 градусов, на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация, а также информация от объединенной системы опознавания, связи и системы радиоэлектронного подавления (РЭП).
Экипаж: ‑ 1 человек.
Двигатели : два турбореактивных двигателя Pratt Whitney F119‑PW‑100 по 15 900 кгс на длительном форсаже.
Практический потолок: 18 000 м.
Дальность полета: 3 000 км.
Максимальная взлетная масса: 27 200 кг.
Максимальная скорость: 2 090 км/ч.
Размах крыла: 13,56 м.
Площадь крыла: 78,0 кв. м
Длина самолета: 18,92 м.
Высота самолета: 5 м.
Вооружение:
Встроенная 20‑мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.
В режиме воздух‑воздух:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder
В режиме воздух‑земля:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 2 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM и 2 управляемые 450‑кг бомбы GBU‑32 JDAM
в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder
В роли самолета завоевания превосходства в воздухе:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 4 AIM‑120C AMRAAM и 2 2271 л ПТБ
в роли дальнего истребителя:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ
По различным данным, стоимость одного истребителя F-22 оценивается от 130 до 180 миллионов долларов.
Катастрофы F‑22
Первый самолет F-22 разбился во время испытаний 25 апреля 1992 года. Авария произошла из-за недостатков системы управления самолетом.
20 декабря 2004 года при взлете с авиабазы Неллис разбился второй самолет. Пилот катапультировался.
5 марта 2009 года в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полета разбился второй F-22. 49-летний пилот Дэвид Кули погиб.