Анатолий Горев, для РИА Новости.
Настроение участников состоявшейся сегодня XI Всероссийской банковской конференции можно было назвать сдержанно оптимистичным. Что странно, если учесть, что только вчера российским банкам напророчили вторую, еще более тяжелую волну проблем. И предсказал эту вторую волну глава финансового ведомства страны. Однако, похоже, что банки расценили слова Алексея Кудрина не как печальное пророчество, а как попытку защитить их. Защитить от тех сил в правительстве, которые считают, что финансово-кредитные структуры проявляют сейчас излишний корпоративный эгоизм, который может привести к массовым банкротствам предприятий и новому витку падения российской экономики.
Алексей Кудрин в преддверии XI банковской конференции действительно был как никогда пессимистичен. Во вторник, выступая на заседании коллегии Минэкономразвития, он заявил: расслабляться рано, компании скоро перестанут платить банкам по кредитам, так как положение предприятий реального сектора за последнее время не улучшилось. Рост фондовых индексов и повышение цен на нефть не создало предпосылок для экономического подъема, да и смешно было бы надеяться на это, если учесть, что «передышка» продолжалось всего несколько дней. В то же время сохранялась тенденция к росту объемов невозвратов и «плохих долгов». И по мере увеличения этих объемов все более реальной, по мнению Кудрина, становится перспектива наступления очередной волне банкротств, санаций и прочим неприятным последствиям как для банковского сектора, так и для экономики в целом.
Стоит отметить, что опасения министра финансов разделяют многие эксперты. В Ассоциации региональных банков России также считают, что проблема «плохих долгов» может оказаться весьма и весьма серьезной. До 20%, а то и до 30% кредитов, выданных предприятиям реального сектора, могут попасть в группу риска. По оценкам экспертов, реалистичным представляется прогноз, в соответствии с которым просрочка по таким долгам превысит 60—90 дней, а вероятность своевременного и полного возврата долга значительно снизится. Понятно, что это самым негативным образом отразится на качестве активов банков и на динамике ключевых финансовых показателей кредитных структур. Поэтому, как считают эксперты Ассоциации, надо что-то делать. Но что?
Именно на этот вопрос и пытались ответить участники сегодняшней банковской конференции. Богатство предложений впечатляло: от создания банка «токсичных долгов», по аналогии с планами американских властей, до облегчения процедуры взимания залога с «плохих должников.
Но первое сразу встретило жесткий отпор со стороны правительства и ЦБ: финансовые власти заявили, что создание такой структуры не предвидится, и в этом нет необходимости. Последнее предложение также было встречено регуляторами без особого энтузиазма. Что явно расстроило участников конференции, знакомых с проблемой взимания залогов по кредитам не понаслышке.
Эта проблема действительно с каждым днем становится все более острой. Менеджеры кредитных учреждений указывают на то, что залоги, и без того постоянно обесценивающиеся (будь то свечной заводик в Самаре или элитная недвижимость в Москве), очень трудно востребовать. Процедура их перевода на баланс банка может занять несколько месяцев. Это обстоятельство, безусловно, увеличивает риски кредитной организации и уменьшает ее и без того не слишком горячее желание кредитовать компании реального сектора.
Но понятно, что в нынешней ситуации отвергнуть все предложения банков, не предложив им «отступного», просто невозможно. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что на конференции прозвучало сразу несколько успокоительных заявлений.
Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил, например, что государство зарезервировало свыше 200 млрд рублей, чтобы оказать поддержку российским банкам в случае новой волны кризисных явлений. Это, по его мнению, должно помочь национальным финансово-кредитным структурам с честью выйти из новых испытаний, которые им, возможно, уготовил мировой финансовый кризис.
Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, со своей стороны, рассказал о планах ВЭБа по выкупу долгов малых и средних предприятий. На эти цели госкомпания планирует потратить в 2009 году 60 млрд. рублей. Плюс к этому еще 50-60 млрд. рублей ВЭБ может предоставить в виде субординированных кредитов коммерческим банкам.
Таким образом, планы властей очевидны — вторую волну кризиса, если она действительно нахлынет — будут останавливать денежными заслонами, как и первую. Результаты борьбы с первой волной оказались, с точки зрения участников рынка, вполне позитивными: кризис ликвидности, возникший в банковской системе осенью прошлого года, удалось преодолеть без катастрофических потерь.
Справятся ли правительство и ЦБ так же успешно со второй волной — это пока вопрос без ответа. На сегодняшний день есть только информация о том, что Агентство по страхованию вкладов находится в состоянии боевой готовности и ждет очередной очереди банков на санацию. Кто из финансово-кредитных структур может попасть в этот «второй призыв», остается только гадать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции