Рейтинг@Mail.ru
Километры кинохроники МВД и хор бабушек. Как снимали "Калину красную" - РИА Новости, 25.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Километры кинохроники МВД и хор бабушек. Как снимали "Калину красную"

© РИА НовостиИван Рыжов, Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Скворцова на съемках фильма "Калина красная"
Иван Рыжов, Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Скворцова на съемках фильма Калина красная
Читать ria.ru в
Дзен
35 лет назад на экраны вышел фильм Василия Макаровича Шукшина – "Калина красная". Эта картина сразу получила статус культовой. Фильм-завещание, снятый Шукшиным в последний год жизни, поразил зрителей самобытным, ярким талантом писателя, режиссера и актера.

35 лет назад на экраны вышел фильм Василия Макаровича Шукшина – "Калина красная". Эта картина сразу получила статус культовой. Фильм-завещание, снятый Шукшиным в последний год жизни, поразил зрителей самобытным, ярким талантом писателя, режиссера и актера.

Сначала была песня

Однажды Лидия Федосеева-Шукшина спросила мужа, какая у него мечта. Тот ответил, что хочет поставить "Степана Разина". Но сначала – написать сценарий на основе нескольких рассказов - "Калину красную".

Разрешения на постановку "Разина" Шукшин так и не дождался и, словно чувствуя, что времени остается не так много, поспешил начать съемки другого фильма, название которого взял от старинной русской песни начала XX века "Калина красная". Под эту песню летом 1964-го произошло знакомство Лидии Федосеевой и Василия Шукшина, а через десять лет уже законные супруги появились вместе в главном фильме своей жизни.

Детская колония

Как рассказывает сестра Василия Макаровича Наталья Зиновьева, фильм "Калина красная" появился после посещения режиссером бийской детской колонии. "Как он переживал! Ходил по залу, руки в карманах, желваки ходуном ходят, ему их жалко и досадно: "Вот же, говорит, черти стриженые, что же им на воле то не жилось. Это же болото, оно затягивает. Не я буду, если не поставлю о них фильм", - приводит слова Натальи Зиновьевой сайт pravoslavie.ru.

Сценарий "Калины красной" Шукшин написал за две недели ". Как только работа оказалась в экспериментальном объединении, начались затяжные обсуждения. В частности, Чухрай предложил изменить биографию главного героя Егора Прокудина, чтобы положительным героем картины не стал преступник.

Шукшин шел на уступки, но возражения появлялись вновь, и тогда он обратился за помощью к Сергею Бондарчуку. И уже весной 1973 года в Вологодской области началась работа над картиной.

Той же весной Шукшин встретился со зрителями в Белозерске, пишет peoples.ru. Режиссер так объяснил замысел своего фильма: "Эта картина будет поближе к драме. Она - об уголовнике. Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских... Ему (Егору Прокудину) уже сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком... И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь".

Интонация грешника, который кается перед всеми, кого любил и кому причинил зло, стала основой "Калины красной".

Железное правило

Что касается актеров, то они у Шукшина в основном были "насмотрены". Главные роли исполнил сам режиссер и его супруга Лидия Федосеева-Шукшина. Возрастные роли достались Ивану Рыжову (отец Любы), Марии Скворцовой (мать Любы) и Марии Виноградовой (Зоя). Роль матери главного героя исполнила обычная пожилая крестьянка Ефимия Быстрова.

Все актеры вспоминали, что Василий Макарович разрешал импровизировать, и этим состоянием заражал всю съемочную команду. "Нам, актерам, было легко работать с Шукшиным", - рассказывал Иван Рыжов в интервью "Газете", -  потому что мы знали, что делать в каждой сцене. И замечу, он никогда не показывал сам, как это делают другие режиссеры, обкрадывая нас в профессиональном плане".

Сам же Шукшин считал, что если актеру дают советы, он начинает нервничать, сбиваться, теряет нить игры. Поэтому он ввел железное правило в группе: давать советы и указания имеет право только он - режиссер. Обычно правило это соблюдалось неукоснительно, но однажды, во время съемок к Рыжову подошел кинооператор Заболоцкий и что-то тихо ему сказал.

Шукшин тотчас допросил Рыжова. "Да он просто попросил, чтобы в конце сцены я повернулся в профиль - так кадр получится эффектнее", - сказал тот. "Что ж ты натворил! - закричал Шукшин на оператора. - Как же он теперь сможет играть? Он всю сцену будет думать, как повернуться, и запорет роль!"

Актеры вспоминают, что Шукшин приходил на съемку с таким видом, будто он самый счастливый человек на свете. Он постоянно находился в творческом поиске. Например, нашел среди километров кинопленки хроники МВД документальные кадры, где заключенный поет песню "Ты жива ещё, моя старушка". В сценарии этого эпизода не было.

Во время съемок городской хроники, Шукшин услышал самодеятельный хор бабушек и включил в фильм пояснения руководителя хора. Иногда, чтобы бытовые детали привязать к картине, Шукшин доснимался сам. Игровой костюм он держал у себя в "штабной" квартире".

Болезнь

Заключительная этап работы над картиной совпал у Василия Шукшина с обострением язвенной болезни. Когда фильм находился на стадии монтажа, он попал в больницу. Доверить монтаж кому-нибудь другому режиссер не мог, и, несмотря на болезнь, каждый день возвращался  на "Мосфильм".

Так вспоминает это время киновед Валерий Фомин: "Смены в тон-студии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.

Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать-тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон. И снова приступ..."

"Ты видишь, им понравилось!"

Об одном из первых просмотров фильма вспоминал Сергей Бондарчук: "Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось!" Он ликовал".

Фильм, по различным оценкам, посмотрело почти 100 миллионов человек. Картина потрясла не только зрителей, но и кинокритиков. "Калиной красной" восхищались Антониони, Феллини, пишет портал novokino.ru.

На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года "Калина красная" была награждена главным призом. В дальнейшем фильм собрал целый букет наград – в Польше, Германии и Югославии.

"Калина красная" стала последней завершенной работой Василия Макаровича. Спустя полгода - 2 октября - Шукшина не стало. В этот день люди в Москве выходили на улицы с неизвестно где раздобытыми гроздьями калины.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала