Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский космос - вновь "особый" путь…

© РИА Новости / Перейти в фотобанкУже в 19-й раз на Международную космическую станцию летит интернациональный экипаж
Уже в 19-й раз на Международную космическую станцию летит интернациональный экипаж
26 марта уже в 19-й раз на Международную космическую станцию летит интернациональный экипаж. Именно интернациональность является отличительной чертой современной космонавтики. Сотни спутников десятков государств облетают Землю, благодаря ракетам-носителям, которые производят всего несколько стран в мире...

Андрей Кисляков для РИА Новости.

26 марта уже в 19-й раз на Международную космическую станцию летит интернациональный экипаж. Именно интернациональность является отличительной чертой современной космонавтики. Русские и американцы, японцы и немцы вместе с французами и индусами и израильтянами пользуются космическими транспортными средствами, сработанными двумя державами. Сотни спутников десятков государств облетают Землю благодаря ракетам-носителям, которые производят всего несколько стран в мире.

Реализация нынешних космических устремлений в силу грандиозных масштабов поставленных задач не под силу одному, пусть даже могучему государству. Эту аксиому признают на всех континентах, как лидеры государств, так и руководители космических агентств.

К сожалению, Россия при, мягко говоря, не лучшем финансовом и техническом обеспечении в области космоса может оказаться если не в «космической» изоляции, то в значительной степени один на один с собственными проблемами в области орбитальных и глубинных космических программ.

В деле международной кооперации России поставили жирный минус. И не американцы на сей раз, а, казалось бы, надежные европейцы. Согласно совместному итоговому заявлению от 18 марта после очередной встречи Управляющего Совета по космосу (Роскосмос, ЕКА и Еврокомиссия), Россия и Европа теперь пойдут обособленными путями в деле разработки и производства космической транспортной системы.

Кроме того, Европа с будущего года отказывается от использования российских конверсионных ракет-носителей «Днепр» и «Рокот» для вывода своих спутников в пользу собственного легкого носителя «Вега».

Иными словами, «удар» пришелся по самому значимому и успешному участку отечественной космической отрасли - пилотируемым кораблям и средствам выведения. С другой стороны, очередной застой в деле создания новой пилотируемой техники может очень скоро серьезно ограничить наши способности к работе человека в космосе. А теперешний отказ европейцев от общего корабля с большой долей вероятности приведет именно к разрастанию долгостроя в области создания так необходимого нового космического транспорта.

В августе 2005 г. на международном авиакосмическом салоне в Жуковском журналистам позволили со всех ракурсов запечатлеть впервые представленный там натурный макет нового космического многоразового корабля «Клипер», к производству которого, по словам Роскосмоса, должны приступить вот-вот.

Но не приступили. Мало того, уже следующим летом во французском Ле-Бурже «Клипер» назвали бесперспективной, крайне дорогой и непродуманной программой. Ставку сделали на очередную бесчисленную модернизацию корабля «Союз» и на сотрудничество с европейцами по разработке нового корабля.

Как же случилось, что «Клипер» из национального космического фаворита внезапно превратился в изгоя? Оказалось, Роскосмос и не собирался в одиночку строить этот корабль, а рассчитывал на всестороннюю поддержку Европейского космического агентства. Между тем берлинское совещание членов совета ЕКА в декабре 2005 г. отказалось выделить 51 млн. евро на программу «Клипер».

В 2006 г. Роскосмос опять решил «дожать» Европу, снова сделав ставку на совместное создание космической транспортной системы. И снова наступили на «грабли». Теперь в сухом остатке мы имеем потерянные несколько лет при неясных перспективах собственной программы обновления пилотируемой техники.

Между тем если для американцев МКС - пройденный этап, то Европа только входит во вкус эксплуатации международного комплекса - единственной пока точки приложения для пилотируемых полетов. Успехи первого корабля ATV открывают реальную возможность в экономическом и техническом плане превратить этот корабль из автомата - грузовика в собственную пилотируемую систему. В таком случае отпадает необходимость, как в российском, так и в американском участии в деле доставки европейцев на борт станции.

Кстати, о таком развитии событий говорил нынешним летом в Париже сам директор НАСА Майкл Грифиин, который, ожидая трудности в предстоящих российско-американских переговорах по доставке американских астронавтов к МКС после завершения эксплуатации шаттлов в 2010 г., как раз и ратовал за развитие европейской пилотируемой космонавтики.

У нас же даже с «Союзами» не все гладко. Хорошо, что корпорации «Энергия» Сбербанк после длительного мотания нервов все-таки выделил в ноябре кредит на сумму 2,9 млрд. рублей до осени 2010 . Это позволит нам построить несколько кораблей. Причем старых. А дальше? Пока Роскосмос только планирует объявить конкурс на создание нового космического корабля.

Что касается наших конверсионных ракет-носителей «Днепр» и «Рокот», то итог их деятельности на европейском рынке отнюдь не сенсация. В ЕКА еще в 2005 г. решили делать ставку на собственные силы в деле выведения полезного груза на орбиту, пусть даже на первых порах неся определенный финансовый ущерб. Причин две. Политические - стремление к независимости. И технические: российская конверсионная космическая техника не пользуется особой популярностью в мире.

В июле 2006 г. авария «Днепра», а это почти в чистом виде знаменитая МБР РС-20 «Сатана», лишила международных заказчиков сразу 18 спутников, включая первый белорусский аппарат. В октябре 2005 г. «Рокот - РС-19 - угробил европейский спутник «Креосат», а в прошлом сентябре из-за предстартовых неполадок пришлось отложить до нынешней весны вывод в космос европейского исследовательского спутника GOCE. Летом 2005 из-за аварии конверсионной морской ракеты «Волна» был потерян американский аппарат «Космос-1», предназначенный для исследования «солнечного ветра».

По самым скромным подсчетам, нынешний парк только «Сатаны» составляет около 150 штук. Куда их девать и за чей счет утилизировать неясно. Если старых, но никому ненужных ракет полно, то новой техники, которая могла бы с успехом конкурировать с европейцами на международном рынке пусковых услуг пока нет.

Правда, скоро обещают начать эксплуатацию ракет семейства «Ангара» - программа, которой и так уже не один десяток лет. Снова издержки «особого» пути?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала